Михаил Гончаров, основатель сети «Теремок»
Что лежит в основе успешного бизнеса? Благодаря чему вам удалось создать известную, доходную сеть?
Как мне кажется, в основе успешного бизнеса лежит любовь к той услуге или продукту, который вы собираетесь производить.
Первый раз я попробовал блины, приготовленные по моей технологии в Лондоне, потом в Париже. Но я не просто попробовал, они мне очень понравились, и тогда я решил реализовать «Теремок» в Москве. Я написал бизнес-план, но подошел к его реализации только после того, как получилось приготовить очень вкусный блинчик. Мне важно, чтобы все блюда, продукты, которые мы продаем, нравились и мне.
Как вы идентифицируете сегмент, в котором работает «Теремок»?
Определение этому сегменту дали в Америке, он называется fast casual. Например, Макдональдс в попытке завоевать всё более широкую аудиторию снижал цены настолько сильно, что появилась возможность сделать по–настоящему вкусные бургеры по цене в 1,5-2 раза дороже, и это бы не отпугивало широкие массы. Сейчас в Нью-Йорке есть сеть Five Guys у них уже больше 2-х тысяч бургерных по всей стране, и бургеры они готовят так, как их готовил Макдональдс 50 лет назад из свежего, не замороженного мяса. То есть вы стоите в очереди, делаете заказ, и вам начинают жарить бургер. Это дороже, но это намного вкуснее, потому что это настоящие крафтовые бургеры из свежего мяса. В таком же сегменте и жанре работает «Теремок».
Как вы считаете, кто ваша основная целевая аудитория?
Мы никогда не старались работать только на молодежь или на людей зрелого возраста. Если мы возьмем демографический состав населения России, то он будет близок к потребителям «Теремка». Есть такие бренды, в генотипе которых изначально лежит возможность работать с самым широким потребителем.
Например, та же самая Coca-cola, как ни странно, её пьют и на дорогих яхтах, и на стадионах во время футбольных матчей. Также и «Теремок», к нам ходят и обеспеченные люди, и студенты.
Конкуренция на ресторанном рынке она из самых серьезных, появляются постоянно новые компании как сетевые, так и частные концепции. Благодаря чему вам удаётся оставаться на первых позициях?
Естественно, в любом бизнесе очень много путей развития. Можно вкладывать миллионы в PR, десятки миллионов в телерекламу, запускать какие-то экстрамодные новинки. И то, что ты выберешь, одинаково может тебя потопить, а может и продвинуть вперед.
Мы всегда используем такой метод как экспертиза, тестирование на «живых» ресторанах. Если мы запускаем какую-то новинку, то мы её запускаем под разными названиями, по разным ценам в разных ресторанах. И смотрим, какая цена приятнее потребителю, какая обеспечивает большую прибыльность, и какое название лучше продаёт. Без такого инструмента, мы бы иной раз ошибались.
Как вы относитесь к конкуренции по цене?
Если честно, для меня примером является компания Mercedes в автомобильном сегменте. Конечно, я не сравниваю качество Mercedes и «Теремка», я имею в виду позиционирование. Mercedes первым занял позицию технологичного дорого автомобиля, но не автомобиля уровня luxury, как Rolls-Royce и Ferrari. Также и мы не пытаемся делать какие-то рестораны, хотя нас периодически об этом просят. Зачем? Если сделать дороже, то уже покупать не будут, а если сделать дешевле, то будет компромисс по качеству, вкусу и концепции, на который мы пойти не готовы.
В Москве активно развиваются фудкорты на различных рынках. Как вы считаете, это такой новый сегмент fast food?
Пока этот тренд выглядит как раз как fast casual. Еда готовится после заказа – это основное условие, второе – отсутствие заморозки, консервантов. Да, это удлиняет время обслуживания, а использование ручного труда повышает цену. Средний чек составит около 600 рублей.
Мы открыли на рынке «Депо» первый премиальный «Теремок», который получил отдельное название, бренд «Припек». Я думаю, что эти рынки будут развиваться, в целом сегмент перспективный.
В России на ближайшие несколько лет поставлена цель увеличения числа предпринимателей. Как Вы считаете, что может способствовать реализации поставленной задачи?
Предпринимателям нужна поддержка, в том числе и СМИ. Если мы развиваем бизнес, мы должны выдавать в информационное поле положительные примеры, а не только раздутые негативные новости.
Я занимаюсь бизнесом 25 лет и, на мой взгляд, среда для бизнеса сегодня на порядок лучше и комфортнее, чем это было 5-10 лет назад. Если раньше приходилось всё самому создавать: печатать меню, разрабатывать стиль, дизайн, то сейчас очень много профессионалов в каждой сфере. Ваша любая задумка будет выполнена на топовом, мировом уровне.
Сейчас главная задача – создание позитивного имиджа предпринимателя. Главная проблема развития бизнеса в России – это сами люди, потому что в массе мы не умеем вести бизнес, у нас нет бизнес-практик. Отсюда так важны предпринимательские форумы, где есть возможность передавать свой опыт, учиться и объяснять, почему не стоит бояться идти в бизнес.