Кофейный рынок в России будет расти

Александр Мехришвили, директор по развитию международного бизнеса, генеральный директор CofixRussia

Куда сейчас движется кофейный рынок?

Рынок движется в сторону увеличения потребления. Это очевидно. Россия пока отстаёт по потреблению кофе от других стран. И нам есть, на кого ровняться – есть Европа, есть Америка. 

Рынок в России ещё формируется, огромное влияние на него оказывает появление кофейных сетей, как иностранных, так и локальных. То, что называется кофейнями 3-й волны: это specialty coffee, это кофейные энтузиасты, которые начинают знакомить наших потребителей с новыми форматами, новыми интересными вкусами.

Какой самый большой и быстроразвивающийся сегмент? 

Я бы выделил сейчас 2 сегмента. Первый – это кофейные бары, которых достаточно много по всей России, законодателем мод в своё время была компания Coffee Like. Сейчас достаточно много кофеен, которые работают в похожем сегменте. И второй сегмент  – это specialty coffee. Это могут быть как сетевые, так и несетевые форматы, которые появляются в достаточно большом количестве.  Конечно, их не будет настолько много, как демократичных кофеен. Но нельзя забывать о том, что данный сегмент также будет расти и развиваться. 

Специфические форматы – это тренд.

Если говорить в целом про направление, то сегмент демократичного кофе, к которому мы себя относим, он, безусловно, имеет большие шансы на успех и на рост в нашей стране. 

Одна из наших миссий – познакомить потребителя с продуктом хорошего качества за максимально доступную цену. И когда мы говорим про кофе, для нас это означает, что мы не должны идти на какие-то компромиссы по качеству. 

Мы продаем кофе такого же качества как другие сети, а может быть, даже немного лучше. У нас нет компромиссов по кофейному оборудованию, по обучению бариста. Поэтому данный сегмент будет расти и множиться как в Москве, так и в других городах.

Компания открыла первую кофейню в 2016 году. За 3 года вы успели организовать значительное число точек продажи, о чём это говорит? 

Рынок, разумеется, будет расти дальше, рынок не заполнен на тот потенциал, который у него есть. 

Мы, прежде всего, говорим про Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. С одной стороны, рынок не заполнен, с другой стороны, это формат, и это те ценности, которые мы транслируем нашему потребителю за счет цены, качества продукции, удобности формата. 

Мы хотим, чтобы Cofix сопровождал нашего гостя по пути его следования по жизни, будь то работа, учеба или какое-то другое времяпрепровождение.

Вы сказали, что огромное значение для вас имеет качество того продукта, который получает потребитель. А насколько вы считаете потребитель вообще ощущает качество кофе, насколько потребитель понимает, что – более качественное, что менее?

Потребитель у нас ещё не настолько обучен и не настолько привык к хорошему качеству кофе. Мы продаем продукт, который действительно качественно произведен, прошел все необходимые этапы сертификации продукции; у которого пищевая безопасность на производстве выстроена в соответствии со всеми международными требованиями и так далее, а мы продаем его за 60 рублей. И первый вопрос был, как вы это делаете, и что же вы продаете за такие деньги? Отвечаю: мы делаем это за счёт объемов.

Как Вы считаете, кофе в Москве – это необходимость, жизненная потребность, или осознанная процедура, ритуал?

По-разному. Кому-то кофе действительно нужен как продукт, который является зарядом энергии с утра, для многих людей это ритуал, способ вырваться из рутины. Выйти из офиса на улицу, подышать воздухом, выпить со знакомыми или коллегами чашку кофе и немножко отвлечься. И таких людей, я думаю, примерно 50% на 50%.

Какие сорта кофе или кофейные напитки являются любимыми у потребителей в Москве?

У нас с сортами кофе всё очень просто, он – один, потому что мы не specialty кофейня. Мы старались подбирать бленд нашей авторской обжарки, максимально удовлетворяя потребностям нашего потребителя, сделав вкус кофейного напитка наиболее понятным и интересным. С точки зрения продаж напитка, у нас по сети на первом месте находится капучино. Вообще кофе с молоком: капучинно, латте – это № 1, по нашим наблюдением, на рынке. Уже после него идут черный кофе, американо, эспрессо. Набирают популярность авторские напитки, например, раф кофе.

Что бы Вы посоветовали тем людям, предпринимателям, которые выбирают кофейный рынок для своего развития?

Прежде всего, я бы обратил внимание на сегмент. В каком сегменте предприниматели хотят развиваться. Второй момент, хочет ли предприниматель создавать свой бизнес полностью с нуля, или он всё-таки воспользуется франшизой. 

Не думайте, что успешность бизнеса зависит от торговой марки или от гениальной идеи. Прежде всего, она зависит от вас, от вашего умения, от того, сколько энергии и сил вы будете вкладывать, вне зависимости от того, под какой торговой маркой вы будете работать.

Как вы считаете, кофе – это рынок, подверженный силе бренда? Потребители выбирают кофейню, опираясь на известность бренда, или выбирают походу?

Когда есть выбор, потребитель выбирает исходя из того, какой бренд им ближе и понятнее.

Как вы оцениваете узнаваемость своего бренда на рынке? В чем будет основное конкурентное преимущество Cofix в ближайшие несколько лет?

Она растет. Мы делаем мониторинг, видим хорошую динамику. С точки зрения узнаваемости, мы входим в 10-ку наиболее узнаваемых сетей на рынке. Наша цель – с увеличением количества и роста нашего портфеля занять место в топ-3, топ-4.

Если мы говорим в более широком смысле, то для нас основное направление бизнеса – развитие вместе с нашими партнерами по франчайзинговой модели. Для нас ключевая задача – сделать бренд, который будет иметь идеальную систему поддержки для тех предпринимателей, которые будут приходить к нам и развивать бренд вместе с нами.

0 комментарий

Смотрите также: