Андрей Дереев, предприниматель, общественный деятель, тьютор, наставник, организатор всероссийского проекта для подростков #ПРЕДПРИНИМАЙ
5 октября 2023 года мы празднуем день учителя, а вместе с ним подводим итоги года педагога и наставника!
Сейчас достаточно много интерпретаций, кто же такой наставник, какова его суть, ценность, миссия? Я уверен, что наставником является человек, отвечающий двум критериям. Во-первых, у него есть реальный опыт и непреодолимое желание делиться этим опытом, быть проводником к результатам для наставляемых. Во-вторых, его кто-то выбрал своим гуру, подтвердив намерение следовать инструкциям и наставлениям.
Правильный наставник всегда поймёт и поддержит, не даст сбиться с пути. Это всегда будет за пределами первых месяцев общения и обучения, не в моменте, когда мотивация бьёт через край, а тогда, когда захочется свернуть в сторону от цели, или будет «достаточно» первых небольших результатов. Тут и раскроется основная ценность работы с наставником. Так как важно не только довести до результата, но и научить этот результат сохранять и приумножать.
5-7 лет назад Наставничество, как продукт, было только у крутых экспертов и стоило очень дорого. Сейчас из каждого «утюга» независимо от компетенции, знаний, возраста, мы слышим огромное количество предложений: «Выступлю наставником», «Стану ментором», «Доведу до результата». Все они используют схожие триггеры – продают «деньги», даже не скрывая этого.
Спрос растёт, он превышает качественное предложение. Спрос двигает нехватка алгоритмов, действий, механик, методов, которые, например, нельзя взять из книг или онлайн-курсов. Людям важен «проводник», который возьмет их за руку, проведет к результату, пройдёт путь вместе с ними, вдохновит на преодоление препятствий.
Из-за хайпа на этой теме тяжело не запутаться, ведь тебе внушают, что единственная цель — это заработать не 150 тысяч, как ты зарабатываешь сейчас, а чтобы через месяц стал миллионером. В этом кроется подвох! Да, это возможно, но все умалчивают, что как только человек столкнётся со значительным усилением своего ресурса, то неминуемо столкнётся с новыми задачами и проблемами. Если человек не сведущ в финансовой грамотности, то серьёзных испытаний не избежать.
Суть наставничества в комплексном развитии человека, в подготовке к этому развитию и дальнейшему устойчивому росту.
Как выбрать наставника? Визуализируйте себе шкалу в 100%, как индикатор полезных качеств у идеального эксперта, которого вы хотите получить в наставники.
70% этой шкалы — интеллектуальный информационный хвост, как у кометы. Это те знания и умения, которые эксперт, будучи мотивированным, почерпнул из книг, курсов, общения со своими наставниками, это то, что является его базой знаний. И как раз на основании этих знаний формируется часть его компетенций. 20% — прожитый опыт, который трансформировался в результат. Его личные кейсы. Сюда добавляются инсайты, личные фишки, которые есть только у него. Вот здесь и кроется часть авторских наработок, подач, которые отличают человека как практика. И самые важные 10% — это смыслы, ценности, уровень масштаба мышления. Иногда я вижу ребят 22-24 лет, у которых как раз этот уровень мышления много выше, чем у экспертов 40+, у которых за долгий жизненный путь скопился огромный «хвост» насмотренности и опыта, но практическое применение всего этого багажа в данный момент явно посредственное.
Очень часто выбирая наставника, мы сталкиваемся с маркетингом и упаковкой того самого «хвоста», где интерпретация чужих знаний, является основой всего и в лучшем случае упакована в интересную авторскую подачу. Если посмотреть экспертные видео на любую ключевую тему, вы, зачастую, будете слышать одни и те же нарративы, ничего нового в сути.
Возникает логичный вопрос, как отличить 70% «насмотренности» от 20% собственного практического опыта, конкретного кейса, как работать с наставником эффективно?
Тут может быть множество решений, обозначу самое простое – не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы о личных примерах и кейсах, о фактах успешного применения знаний, которыми делится эксперт, а еще лучше об их неуспешном применении и выводах, которые были сделаны!
Я уверен, что ответственность за выбор наставника полностью лежит на том, кто его ищет. Именно этот человек определяет готовность следовать за проводником, а без доверия это невозможно. Поэтому, вот моя формула для выбора наставника:
- Исследуй все что есть в доступе, а также постарайся понять из личного общения те самые 10% — смыслы, ценности, масштаб мысли. Это фундамент. И Гитлер, и Ганди были лидерами, ведущими за собой миллионы. Разница между ними в этих 10%. Делай выбор с умом и полной ответственностью.
- Ознакомься с кейсами, разберись с тем, как именно наставник проявлялся там и в чем конкретно был хорош. Это позволит трезво оценить важные 20% практических навыков, в случае если ты пришел как раз за ними.
- Все, что окружает наставника в оставшихся 70% будет тебе также полезно в виде быстрых знаний, выводов, связей и правильного окружения. Но помни, что за качество этих 70% отвечают первые два пункта.
Ну и в завершение, всю мою сознательную жизнь я работал с наставниками и сам выступал наставником. Могу сказать, что, как в любом деле, это опыт, который появляется после множественных повторений.
Я считаю, что быть наставником — это высшая форма служения, а найти наставника — это высшая форма развития.
При условии конечно, что вы идете от первого пункта к третьему, а не наоборот!