Андрей Дереев, предприниматель, общественный деятель, основатель всероссийского проекта #ПРЕДПРИНИМАЙ
Эра новой индустрии: управление талантами, их дальнейшее раскрытие и удержание. Мир переходит в эпоху талантизма, битвы за таланты.
Побег гениев за рубеж, приближение демографической ямы, ограниченность рынка кадров. Кто не слышал хоть об одной из этих громких проблем общества на сегодняшний момент?
И одним из решений данных проблем является выявление и удержание талантов в стране.
При этом, если раньше на развитие талантов напрямую влиял государственный и корпоративный сектор (имея, по сути, монополию на таланты, которые легко можно было забирать после окончания обучения в ВУЗах, явно потерявших роль социальных лифтов), то сейчас, с развитием технологий, новых индустрий, дистанционной работы — талантливые люди сами строят свои траектории развития. Минуя устаревшие институты карьеры и заставляя крупных игроков менять свои подходы к поиску и удержанию талантливых сотрудников.
Те компании, которые первыми успешно подстроятся под новую действительность, смогут получить конкурентное преимущество как на внутреннем, так и международном рынках.
Так что же такое «талант»?
Хочу подробней раскрыть свое понимание слова «талант» и обозначить три новых вызова, которые по моему мнению влияют на развитие талантов в современном мире.
В детстве и юности меня считали довольно талантливым ребенком. Выучить длинный текст наизусть, запомнить правила и формулы, красиво рисовать и даже придумывать сценарии к школьным мероприятиям у меня получалось лучше, чем у других. То есть, если ты делал что-то лучше, чем сверстники, ты мог претендовать на звание «талантливого».
Я же не считал себя таковым, потому что знал, какого труда на самом деле мне стоили все эти «достижения». Да, некоторые победы давались действительно легко ввиду того, что основа, заложенная с рождения, позволяла достигать успеха быстрее. Но в большинстве своем, результат был основан на многочасовой работе, бесконечных повторениях, множестве неудачных попыток, после которых вдруг начинало получаться.
Позже, в юности и во взрослой жизни, мне нужно было достигать своих целей и для этого быть эффективным. Как это делать я уже знал и не боялся ошибаться. Не стеснялся показаться глупым или не сведущим, зная, что победа — это лишь количество предпринятых попыток. Но каждый раз, когда я добивался чего-то неординарного, люди со стороны снова говорили: «Он одаренный, талантливый»
В моем личном треке есть два определения «таланта»:
- Первое – это способности, данные человеку изначально, которые необходимо поддерживать и развивать. Что при правильном подходе приводит к сверхрезультатам в конкретной сфере деятельности.
- Второе – это навыки, появляющиеся у человека на пути к важной для него цели. Которые, несмотря на базовый уровень в начале, развились до высокого уровня благодаря целенаправленному и системному труду.
Здесь уместно привести в пример двух всемирно известных футболистов: Месси, который явно относится к первой категории, и Роналду – как яркий пример второго определения.
Но какой бы путь к таланту мы не обсуждали, эволюция развития талантов в современном мире испытывает три важных вызова:
- Первый вызов — развитие искусственного интеллекта.
Я не считаю, что ИИ в ближайшее время заменит талантливых людей, но вижу угрозу сокращения проявленности талантов в обеих категориях.
Это связано с тем, что новые технологии, которые сейчас меняют рынки, меняют и привычные социальные лифты, например образование. Революционное открытие прошлого года – ChatGPT, разработанный компанией OpenAI (среди инвесторов – Илон Маск) и работающий на основе нейросети GPT-3,5. Этот искусственный интеллект виртуозно пишет стихи, сочинения, ведет диалог и даже создает несложный код. Все это уже сейчас меняет рынок образования, профессий и десятков индустрий. То, что раньше считалось талантом человека, требующим долгих лет обучения и практики, ИИ делает лучше в считанные секунды. Готовы ли к такому школы и ВУЗы? Есть ли понимание, как развивать таланты по-новому? Понимают ли сами люди, в какой новой области нужно тренировать и развивать свои навыки, чтобы не быть вытесненными с рынка труда Искусственным интеллектом?
- Второй вызов — это скорость применения таланта.
Пока человек изучает профессию или навык, тот успевает устареть и потерять актуальность. Поэтому на первый план выходят мета навыки, которым не учат в школе, а также знания, позволяющие получать практический результат уже в моменте обучения. Для работодателя сейчас важен не только потенциал нового сотрудника, но и конкретный навык, который он может применить прямо сейчас, решая необходимую задачу. Фраза — «Забудьте, чему вас учили в ВУЗе и учитесь заново», уходит в прошлое. Если раньше позволялось быть потенциальным, и это уже давало привилегии, то сегодня надо успеть быстро и первым реализовать свои возможности. Также важным фактом становится доступность технических благ, подменяющих цели, а иногда и ценности человека. Развитие общества потребления культивирует поиск кратчайшего пути к получению блага. Человеку одаренному от природы может не хватить времени, настойчивости, терпения, чтобы идти «сложным» путем к результату, так как базовые потребности можно решить и более простым путем.
- Третий вызов – культура сохранения и удержания талантов.
HR технологии тоже переходят к анализу больших данных и говорят, что наступило время ориентироваться на середнячков, а не на звезд. То есть, само понимание таланта, как чего-то неординарного, является зачастую проблемой для компаний, которые не имеют системы дальнейшего развития талантов. Понимая, что все равно «потеряют» такого сотрудника, они делают ставку на менее гениальных, но, например, более лояльных или дополняющих друг друга в правильно собранных проектных командах.
Это рождает сразу две задачи: с одной стороны, искать новые решения для развития и удержания талантов, как возможного ключевого актива, а с другой стороны, формировать эффективные команды из сотрудников, которые могут создавать результат, даже не имея в составе гениев.
Таланты – это действительно новая нефть.
Для пояснения этой гипотезы приведу немного статистики.
Согласно глобальному индексу конкурентоспособности талантов, Россия находится только на 43 месте из 132 в части «выращивания талантливых сотрудников», на 65 месте – по способности реализовать возможности одаренных сотрудников. А в умении привлекать специалистов из других стран – и вовсе на 86 месте.
По внутреннему рейтингу страны и по результатам наших исследований, в стране – недостаточно прогрессивная среда для развития и самореализации человеческого потенциала.
Что можно поменять прямо сейчас для улучшения показателей?
После всех исследований, 20-летнего опыта выявления и развития талантов в абсолютно разных сферах, приоритетной я вижу работу с молодыми людьми 15-25 лет.
Направления: личностное формирование, раскрытие талантов и, самое главное, их применение и достижение навыка создавать на практике выдающиеся результаты. Моя задача – чтобы таких ребят было много. Именно это повлияет на экономическую и остальные позиции России в мире.
Темы, поднятые мной выше, а также другие актуальные вопросы в сфере управления талантами — предмет этой и будущих статей. Я планирую и дальше продолжать погружаться в проблематику с целью поиска конкретных решений и технологий, которые позволят отвечать на вызовы, стоящие перед нашим обществом, государством, бизнесом.
Мой жизненный путь и полученные опыт и навыки позволяют утверждать, что я пока не гений в этой сфере. Скорее всего мне сейчас не хватает специфических знаний и компетенций, но, как и в детстве — я знаю, что мне делать — действовать, предпринимать новые и новые попытки достичь цели и значимых результатов. Не останавливаться при неудачах, равно как и при победах.
Отличие лишь в том, что все полученные технологии и результативный опыт сразу будут переданы тем, кому они сейчас особенно важны.
Мы с командой проекта #ПРЕДПРИНИМАЙ считаем, что самой важной аудиторией в 2023 году являются подростки в возрасте 15-18 лет, те из них кто уже готов брать на себя ответственность на пути достижения своих целей и задач, те, которых мы называем “начинающие взрослые”.
#ПРЕДПРИНИМАЙ — это наш ответ на глобальные вызовы, наш манифест как граждан и патриотов своей страны, наш вклад как родителей и экспертов в будущее поколение.
И я уверен, что реформы в жизни взрослых начинаются в душах детей!