Екатерина Белятинская, сооснователь, генеральный директор сети школ иностранных языков Star Talk
Что такое самопрезентация? Я столкнулась с проблемой, когда профессионалы – топ-менеджеры, предприниматели не умеют представить себя так, чтобы их запомнили, не могут четко и лаконично рассказать о том, чем занимается их компания.
Навык самопрезентации необходим любому. Когда вы встречаетесь с новым партнером, клиентом, находитесь на встрече или на конференции, нужно произвести правильное впечатление, нешаблонно представиться, рассказать какую роль исполняете, чем занимается ваша компания.
В 2017 году, когда я записалась на прохождение курса Executive MBA, самым первым тренингом было знакомство. Я увидела, что мои одногруппники не могут сказать о себе ничего, кроме имени, должности, названия компании. Конечно, эта информация несет смысл, но достаточно ли известна эта компания, чтобы по названию понять сферу деятельности и вызвать ваш интерес для взаимодействия? Насколько понятно только из вашей должности, за что именно вы отвечаете, какими вопросами занимаетесь? И более того, поймет ли собеседник, какие точки соприкосновения у вас есть для возможного сотрудничества?
Основная суть самопрезентации в том, чтобы за минуту человек смог объяснить, кто он и чем может быть полезен собеседнику. Не каждый сможет в режиме импровизации четко сформулировать релевантную выжимку о себе, а если это нужно сделать на английском языке, то сюда добавляется неспособность быстро подобрать и употребить нужные фразы.
Мы разработали эффективную схему самопрезентации на английском языке, но её можно использовать и в рамках представления на русском. Она поможет вам за одну минуту, выстроив 5-7 предложений, закрыть те самые вопросы, которые остаются неотвеченными у вашего слушателя.
Итак, на какие вопросы должен отвечать ваш питч на английском языке?
— What do you (does your company) do? – «Чем занимаетесь вы/ваша компания?». Это не о должности, а о вашей роли, зонах ответственности.
— What problems do you solve? – «Какие проблемы вы решаете?». Здесь нужно описать, какие вопросы вам особенно хорошо получается решать, сказать о той пользе, которую вы несете.
— How is your product or service unique? — «В чем уникальность вашей услуги или продукта?». Расскажите, чем отличаетесь от конкурентов, почему именно ваш продукт лучший.
Всё это сводится к вопросу «How can you help?» — «Как вы можете помочь?», ответив на который ваша самопрезентация будет запоминающейся, релевантной для слушателя.
Ниже представлена структура эффективной самопрезентации:
Introduce yourself — Представьтесь. Это может звучать тривиально, но люди часто забывают назвать свое имя при первой встрече как на встречах и конференциях, так и когда выходят на сцену.
Place yourself — Скажите, чем вы занимаетесь — ваша должность, роль, компания, отрасль.
На примере своей самопрезентации хочу показать вам схему, состоящую из пяти пунктов.
1) Introduce yourself – Представьтесь. Это может звучать тривиально, но люди часто забывают назвать свое имя при первой встрече как на встречах и конференциях, так и когда выходят на сцену.
Hi Everyone! My name’s Ekaterina Belyatinskaya. Не забудьте назвать свое имя.
2) Place yourself – Скажите, чем вы занимаетесь, расскажите, где вы работаете, какую должность занимаете.
I’m a co-founder and CEO of Star Talk.
3) Relevant Background
Здесь нужно конкретизировать вашу сферу деятельности, ваш опыт и достижения.
We’re listed on TOP-5 language schools and have been teaching children and adults for 11 years now. We help our students break their language barrier and start expressing themselves as quickly as possible.
Здесь я сказала, чем занимается школа, как и кому мы помогаем, какую услугу мы оказываем. Можно добавить немного о себе как о профессионале – это вполне уместно в рамках самопрезентации.
I’ve got 13 years’ worth of experience teaching business English along with cross-cultural communication training expertise.
4) Interests and Goals
Раскройте ваши цели и интересы. Расскажите, что ищете или хотите узнать на данном мероприятии, какая ваша цель. Эта информация даст возможность слушателю что-то предложить вам, тем самым сократить ваше время на поиски потенциальных партнеров, клиентов.
Например, я открыто заявляю о том, что моя цель – дать людям возможность узнать рабочие стратегии, техники коммуникации с иностранцами для их профессионального роста.
What I’m good at and the reason I’m here is to give proactive people all the right techniques for their professional growth.
5) Contribution
Пятый пункт, о котором очень часто люди забывают, – это то, чем вы готовы делиться. Здесь звучит ответ на вопрос «How can you help?» — что вы готовы дать.
Мой ответ – это обучить вас, как развить навыки бизнес-коммуникации.
I’m excited to get to teach you how to excell your business communication skills today.
Ещё раз подчеркну, самопрезентация – это ваша визитка, состоящая не просто из имени, должности и названия компании, которая остается безликой среди других визиток. Ответьте себе на вопрос «Чем я хочу запомниться людям?».
Следуя этим пяти пунктам, ваша самопрезентация будет релевантной и запоминающейся, к вам начнут подходить знакомиться, у вас быстрее разовьется сеть потенциальных контактов, потому что вашему собеседнику будет понятно, чем вы сможете ему помочь.
Желаю вам активного нетворкинга и успехов в бизнесе!