17 ноября на коммуникационной площадке газеты «Ведомости» состоялся VI ежегодный Аграрный форум России. Лидеры агробизнеса обсудили, с помощью чего будет возможно нарастить экономическую эффективность в 2022 году и с какими преградами АПК сталкивается сегодня.
Дарья Шаповалова, руководитель проектов «Ведомости. Конференции» и организатор форума отметила среди главных тем вопросы устойчивости АПК в России, ценообразования, рентабельности, а также влияние текущей обстановки с пандемией на аграрии и появление новых цифровых решений для отрасли.
Обсуждая устойчивое развитие отрасли, спикеры отметили, что оно зависит от наращивания мощностей по ключевым направлениям: для повышения конкурентоспособности АПК на внешних и внутренних рынках необходимо синхронизировать бизнес-модели с текущими реалиями и направить ресурсы на решение новых задач.
По мнению Давида Манзини, президента компании «PepsiCo» в России, на сегодняшний день можно выделить пять ключевых трендов в России. Первый — это стремление к устойчивому развитию. Второй — курс на более здоровые продукты питания, которые хотят видеть на полках потребители. Третий тренд — курс на диджитализацию. Это фантастическая возможность не только снизить административные затраты, но и повысить эффективность бизнеса. Четвертый тренд — это развитие потенциала сотрудников. Отрасль сейчас трансформируется в более устойчивую и цифровую. Важно инвестировать в кадровый потенциал — будущее всей индустрии. Также Давид отметил тренд на локализацию производства. Опыт в работе в условиях пандемии показал, что у глобальной модели есть свои ограничения.
Участники форума сошлись во мнении, что комплексный подход к развитию агросектора позволит не только следовать современным запросам общества, но и увеличить инвестиционную привлекательность, сохранить продовольственную безопасность внутри страны, создать конкурентоспособную среду для отечественной продукции и нарастить цифровые мощности для снижения нагрузки на бизнес.
Владислав Чебурашкин, основатель, генеральный директор компании «Братья Чебурашкины»: «Конечно, ситуация за последние полтора-два года изменилась. Изменились преференции покупателя: люди смотрят на продукты для здорового образа жизни. Стала важна логистика, потому что появились новые сложности, добавилось много онлайн-доставок, и к этому надо адаптироваться. Но самое главное — следить за изменениями во вкусах потребителей».
Особый интерес вызвала дискуссия, посвященная цифровизации сельхозбизнеса. По словам Олега Александрова, директора по инновациям «Ростсельмаш», Россия занимает далеко не первое место в части цифровизации АПК. Первая причина — это то, что во многих крупных зарубежных странах цифровизация сельхозпроизводства уже давным-давно неплохо финансируется. Есть субсидии на покупку систем автовождения, картирования урожайности, поэтому уровень там выше 80%. Это касается и европейских стран, и северной Америки. Россия пока в самом начале пути. По разным оценкам цифровизация АПК в нашей стране на данный момент в районе 5-10 %. Уровень невысокий, но огромный потенциал, чтобы взаимодействовать с сельхозпроизводителями. Цифровизация не должна быть ради цифровизации. Цифровизация должна быть ради экономики.
Все специалисты отметили, что цифровизация — это неизбежное будущее. В одних компаниях этот процесс будет происходить медленнее, в других — быстрее. Но рано или поздно все сельхозпроизводители придут к этому, так как управлять активами и добиваться высокой эффективности производства без цифровых технологий будет просто невозможно.
В 2022 году диалог лидеров агробизнеса будет продолжен в рамках VII ежегодного проекта «Аграрный форум России». Все новости на официальном сайте.