JavaScript отключен. Страница может работать с ошибками.
Пожалуйста, включите JavaScript
Абсолют Страхование: Про выживших в 2022 году
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |

Абсолют Страхование: Про выживших в 2022 году, страховое мошенничество, полисы ОСАГО и будущее телемедицины в ДМС

от Анастасия

Разговор о рынке страхования в России ведут:
Дмитрий Руденко, генеральный директор, председатель правления компании «Абсолют Страхование»
Павел Самиев, генеральный директор аналитического центра БизнесДром

— Что помогло страховому рынку пережить 2022 год и сохранить капитал?
— Почему и насколько выросли в цене полисы автострахования?
— Активизировались ли в кризис «бытовые» страховые мошенники?
Об этом, а также о культуре потребления страховых услуг, разоблачении автоподстав и о том, какие продукты страховщики смогут предложить своим клиентам в будущем.

Тайм-код:

  • 00:07 Как страховой рынок пережил 2022 год: «Конечно, шок был в марте-апреле. Потому что для страховщиков очень важен рынок перестрахования»
  • 03:28 «Можно сказать, что страховой рынок по итогам 2022 года выжил»
  • 04:54 «Массово нет ухода страховщиков с рынка. 140 страховщиков на сегодняшний день работает, из ТОП-20 ни один не ушел с российского рынка.» 
  • 08:47 Про перезаключение договоров КАСКО: «Могу сказать по своему автомобилю немецкого производителя, у меня страховка стала в полтора раза дороже»
  • 10:53 «Очень сложно было весной, запчастей нет и т.д. Спасибо нашим страхователям, они шли навстречу»
  • 11:50 ПроОСАГО: «Если сравнивать конец 2021 года и конец 2022-го, объективно услуга подорожала где-то для 80% потребителей»
  • 14:21 Про регионы с большой убыточностью: «Вопрос к местной власти, что они делают, как они борются с мошенниками, как взаимодействуют с нами, со страховщиками»
  • 16:19 Про мошенников на страховом рынке:«Мошенники становятся все более изобретательны»
  • 18:38 Про «автоподставы»: «Представляете, что придумывают, специально подставляются, напримр, под грузовик»
  • 19:47 Каршеринг и мошенники: «Недавно в одном из наших южных регионов, в Волгограде, три ДТП с одинаковыми характеристиками»
  • 20:39 «От того, что мошенников будет меньше и выплат, которые осуществляет страховая компания мошенникам, будет меньше, выиграют все»
  • 21:04 Бытовое страховое мошенничество:«Культура потребления страховых услуг растет»
  • 23:37 Про снизившуюся статистику угонов:«Это положительный фактор, значит, то, что мы закладывали в тариф, сейчас есть возможность немножко снижать»
  • 25:43 Про другие виды страхования: «Телемедицина очень хорошо себя зарекомендовала и спасла много жизней в пандемийный год, был кратный рост телемедицины» 
  • 28:03 Про опыт других стран по телемедицине в страховании 
  • 30:33 Про сопутствующие услуги:«ЦБ рассматривает, чтобы в страховой полис были включены дополнительные услуги»  
  • 33:12 «В Испании, например, заказать кухонный гарнитур дешевле через страховщика»
  • 34:08 «Страховщики, у которых большой автопортфель, естественно, у автодилеров имеют большую скидку»
  • 35:23 «Основное – страховой рынок выжил»

Продолжаем разговор про финансы, что сегодня происходит на финансовом рынке и как управлять своими деньгами. Сегодня мы поговорим про страхование.

Как страховой рынок пережил прошлый год? Мы говорили с банкирами о том, что, несмотря на все санкции, банковский рынок устоял, даже прибыль показал, и выглядит устойчивым. На страховании все эти внешние факторы, санкции, ограничения, как сказались? Пострадали ли страховые компании?

Конечно, шок был в марте-апреле. Потому что для страховщиков очень важен рынок перестрахования. А порядка 70% рынка перестрахования размещалось на западном рынке. Это исторически выстроенные связи с партнерами, понятная логистика. И 70% всего перестраховочного рынка мы одномоментно лишились. Тут Центральный банк очень нам помог в виде своей дочки РНПК (перестраховочная компания), которая была создана. Ее быстро докапитализировали, дали определённые вводные, и они фактически на оригинальных условиях, которые раньше нам давали западные перестраховщики, забрали все наши облигаторы. И здесь мы выдохнули. Потому что первое впечатление было – все, будет крах. Мы могли остаться без страховой защиты, капитала российского рынка было недостаточно. Если бы мы все вместе собрали российский капитал, он был бы все равно меньше, чем один крупнейший немецкий или швейцарский перестраховщик. С этой ситуацией справились, где-то к апрелю все устаканилось, какие-то правила игры появились.  

Второе, с чем мы столкнулись – у ряда страховщиков были ценные бумаги, которые стали единомоментно неликвидными. А это все опять же влияет на капитал. Что с этим делать? Центральный банк зафиксировал стоимость до начала СВО. Это дало некую стабильность на рынке, и мы стали потихоньку адаптироваться к текущим реалиям. Все больше работали с РНПК, вырабатывали совместно стратегию развития отрасли. Можно сказать, что страховой рынок по итогам 2022 года выжил.

Меня как клиента страховой компании интересует, чтобы страховые компании работали и были финансово устойчивыми. Кроме того, мне важно, чтобы они могли выполнить обязательства, которые взяли на себя. Здесь есть ли какие-то до сих пор нерешенные проблемы? В частности, с ремонтом автомобилей. Мы же понимаем, что есть определённые проблемы с логистикой, запчастями и т.д.

Массово нет ухода страховщиков с рынка. Все то, что сделал ЦБ –достаточный минимум, который позволил страховщикам пережить стрессовые ситуации и самое главное – сохранить капитал. А значит, у нас есть возможность выполнять свои обязательства перед нашими застрахованными. Наверное, для физических лиц главная зона некомфорта связана с автострахованием. Нарушение логистических цепочек привело к дефициту запчастей западных автомобильных брендов, а также к подорожанию. В некоторых случаях запчасти на немецкие и японские бренды выросли в цене в четыре раза. Если мы страховали автомобиль, его стоимость была миллион рублей, то переоценка мартовская добавила в среднем 30%. И мы естественно, когда тарифицировали и страховали в ноябре 2021 года, не закладывали такой уровень инфляции и подорожания. И все страховщики столкнулись с этими сложностями. Как показал 2022 год, все прошли этот стрессовый период. Статистика показывает, что у нас нет массового исхода страховщиков. 140 страховщиков на сегодняшний день работает, из ТОП-20 ни один не ушел с российского рынка. Поэтому можно сказать, что российская страховая система стабильная. И те правила игры, которые сейчас есть, позволяют говорить, что, если не будет какого-то нового стресс-сценария, то 2023 год пройдет не хуже, чем 2022-ой. Мы уже научились работать в новых условиях, научились развиваться в новых условиях, ищем новых партнеров не на западе, а на Ближнем Востоке, в Индии, Китае и т.д.

Как сейчас выглядит процесс перезаключения договоров, когда человек сталкивается с тем, что на тех же условиях, та же машина, но тариф уже будет принципиально другой… Речь про КАСКО. 

Конец марта — начало апреля мы все думали, что доля продуктов с франшизой вырастет. Ничего подобного. Наоборот, все максимально хотели защитить свои транспортные средства. Стало дорого. Могу сказать по своему автомобилю немецкого производителя, у меня стало в полтора раза дороже. Та же машина, которая стала на год старше, а страховка стала дороже в полтора раза. И стоимость автомобиля, что самое парадоксальное, увеличилась. Мы по себе увидели, что доля продуктов с франшизой уменьшилась. Потому что все хотели защитить максимально транспортные средства.  Только при этом все спрашивали: «Вы точно заплатите?»

Есть еще момент с урегулированием убытков. Очень сложно было весной, запчастей нет и т.д. И спасибо нашим страхователям (все оказались в такой непростой ситуации) шли навстречу. Например, у дилера нет таких запчастей, мы непонятно откуда привозим, через месяц, через два… Приходилось подождать. Здесь реально сложности были, но опять же какого-то коллапса это не вызвало. Кто-то забирал деньгами и говорил, что сам отремонтирует. Кейсы разные были, очень нестандартные.

ОСАГО – обязательное страхование и там средний чек растет. Давайте, в двух словах про то, что изменилось. И вопрос, который у всех возникает про то, что мы стали платить больше, хотя нам обещали, что кто-то будет платить меньше… 

Если сравнивать конец 2021 года и конец 2022-го, объективно услуга  подорожала где-то для 80% потребителей. Даже для «хорошего водителя». И тут те же факторы. Запчасти подорожали, у нас есть определенная таблица выплат, которая согласована, законом утверждена. Это как раз и приводит к удорожанию ОСАГО. Ровно то же самое, что и с КАСКО. Там просто добровольный вид страхования, а здесь обязательный. Мы столкнулись с тем, что не можем за эти деньги отремонтировать, это практически невозможно. Есть ситуации,  когда мы даем деньги, которых недостаточно для того, чтобы отремонтировать. Это плохо для потребителей, но это объективная реальность. И здесь лучше что-то, чем вообще ничего. Единственный выход, я об этом давно говорю, нужно переходить на рыночную тарификацию. У нас есть регионы, где убыточность 200%, там исторически так, уровень мошенничеств высокий… И страховщики должны это как-то компенсировать. Это неправильная модель, все, что не рыночное, когда нет конкуренции, ничего хорошего из этого не получается.

Это же еще такая социальная история… Люди, которые живут в регионах с большой убыточностью, не виноваты, что у них много мошенников или судебные истории специфические.

У меня вполне простая логика. У нас есть две области, которые рядом находятся. У одной базовый тариф 5 тысяч рублей, а в соседней области 10 тысяч рублей для одного и того же потребителя. Вопрос к местной власти, что они делают, как они борются с мошенниками, как взаимодействуют с нами, со страховщиками. У нас же есть виды страхования вмененные, например, при страховании ипотеки же нет тарификации на государственном уровне. У нас есть выезжающие за рубеж, ты должен застраховаться, а по какой цене и в какой компании ты решаешь сам. Конкурентная борьба все отрегулирует и будут нормальные цены.

Про мошенников стоит еще поговорить, это больная тема для рынка. И кажется, что это проблема страховых компаний, для них это головная боль. А вообще это проблема всех, в том числе, и добросовестных страхователей, потому что за мошенничество платят, в том числе, и те, кто покупает полисы. Можно ли оценить потери страхового рынка от мошенников, какие бывают виды мошенничества … Борьба увенчалась успехом?

Здесь и заслуга Российского союза страховщиков, и ЦБ, и правоохранительных органов. Пик мы прошли и потихоньку влияние выплат мошенников, на мой взгляд, сокращается. Не так значительно, как бы хотелось, но если сравнивать 2018 год и 2022-ой разница положительная именно в сторону страховых компаний. Но мошенники становятся все более изобретательны. А у страховщиков становится больше инструментов в виде видеокамер. Спасибо, например, правительству Москвы, они нам дали возможность пользоваться камерами ЦОДД, в том числе, для урегулирования убытков. Для нас страховой случай становится прозрачней, потому что зафиксирован на камеру.

Но мошенники идут дальше, работает «автоподстава». Им уже все равно, что это будет зафиксировано на камеру, это даже наоборот плюс. Представляете, что придумывают… Специально подставляются и подставляются под грузовик. Почему под грузовик? Потому что с большой долей вероятности это юрлицо и, значит, с большой долей вероятности у него будет полис ОСАГО. По камерам видно, когда грузовик из второго ряда пытается повернуть направо, а за ним уже давно мошенник едет и ждет, потом ускоряется. И здесь уже значение имеет судебная практика.

Про каршеринг. Недавно в одном из наших южных регионов, в Волгограде, три ДТП и с одинаковыми характеристиками. И как бы мы не пытались найти зависимость допущенных к управлению, кто воспользовался этим каршерингом, какие-то взаимосвязи между ними не смогли найти. Хотя сейчас возможности у нас широкие, ГИБДД к нам довольно открыты, они нам помогают, дают всю информацию, которую можно. В общем, мошенники не стоят на месте. Но опять же доля их потихоньку сокращается. От того, что мошенников будет меньше и выплат, которые осуществляет страховая компания мошенникам, будет меньше, выиграют все. Добросовестный потребитель тоже будет платить меньше.

Бытовое мошенничество страховое. Частное лицо застраховало машину или еще что-то и решило получить выплату от страховой компании не совсем обоснованно. Есть такая фраза «отбить страховку». Человек хочет заработать на страховой премии. Существенна ли доля таких заявлений, которые на самом деле не совсем корректные? 

«Отбить страховку» — таких становится меньше. Культура потребления страховых услуг растет. Клиенты наши относятся к страховой услуге, как к профессиональной услуге, которая должна помочь в экстренной ситуации. А для этого у нас должны быть резервы. Вторая категория вынужденных мошенников — когда добросовестный клиент попадает в какую-то сложную ситуацию финансовую. И каждый кризис такое происходит. Каждый кризис доля таких мошенников увеличивается. Начинают машины гореть, их угоняют…

Я видел статистику угонов, она удивительно мала…

Граница закрыта. Ведь очень много транспортных средств просто уходило за рубеж. Соответственно, некий канал сбыта сократился. Но при этом, дефицит запчастей подтолкнул как раз к росту угонов и угоны были именно в масс-сегменте. Это на тариф существенно не повлияло. Хотя в марте 2022 года мы закладывали в модель частотность угонов в два раза. Этого не произошло и это положительный фактор. Значит, то, что закладывали в тариф, сейчас есть возможность немножко снижать. Еще, например, запчасти сейчас немножко дешевеют по «китайцам» и по ряду других брендов, что тоже скажется положительно на тарифе.

А если посмотреть на другие виды страхования… Новые продукты за последнее время появились? 

За 2022 год ничего нового не произошло, остались все тренды, которые и были. Телемедицина очень хорошо себя зарекомендовала и спасла много жизней в пандемийный год, был кратный рост телемедицины, многие научились ею пользоваться, медуслуги вынужденно пришлось потреблять онлайн и многим это понравилось. И появился пласт потребителей, который потихоньку растет. Законодательство, к сожалению, еще не способствует. В 2022 году не до этого было. Нам нужно, чтобы телемедицинский прием был приравнен к обычному приему и не только по ДМС, но и по ОМС. На мой взгляд, телемедицина может закрывать 30% терапевтического рынка ДМС.

Кстати, а если посмотреть на опыт других стран… какая здесь общая динамика в мире?

Есть положительная динамика в целом. Она связана в первую очередь с цифровизацией, возможностью получения удаленных данных, обработки медицинских данных. Что мешает сдать анализы в лаборатории и проконсультироваться, будучи жителем Владивостока, с профессором в Москве?

А в чем главный аргумент, почему это до сих пор не допускается? В чем главное опасение?

Мне кажется, что сейчас до этого пока руки не дошли. Тут вопрос времени, вопрос приоритетов. Это очень хорошее направление и за ним будущее. 

ЦБ рассматривает, чтобы в страховой полис были включены дополнительные услуги какие-то. Сейчас мы это делаем, можно так сказать, креативно. А ЦБ говорит, давайте мы это все легализуем и сделаем правильно, вы сможете на сайте какие-то допуслуги продавать.  У меня есть аудитория, есть клиентская база и я хочу ее монетизировать, так же как это делают банки. Я знаю своих клиентов и хочу им предложить какие-то услуги, которые им будут полезны, на этом заработать и повысить уровень проникновения. Чем я больше буду полезным своему клиенту, тем больше вероятность, что он ко мне еще раз придет.

Пример других стран, который для меня был неожиданностью — в Испании, например, заказать кухонный гарнитур дешевле через страховщика. Потому что у них есть натуральная форма возмещения, они урегулируют убытки в натуральной форме. Если у тебя залив произошел, например.  И у них есть хорошие прямые контракты с поставщиками мебели. И поэтому через них дешевле даже просто купить. Мы изучали иностранный опыт в 2018-19 годах. 

Продукты, которые на поверхности… Страховщики, у которых большой автопортфель, естественно, у автодилеров имеют большую скидку. А почему не продавать всем желающим, даже тем, у кого не застрахован автомобиль, эту скидку. Условно, ты пойдешь от моей страховой компании, а автомобильная компания тебе все сделает со хорошей скидкой.

Еще раз — кардинального ничего в 2022 году не произошло. Основное – страховой рынок выжил. И если не будет никаких потрясений, то в 2023-ем вернемся к развитию. 

Смотрите также: