— С чего обычно начинается карьера больших начальников на железной дороге?
— В чем уникальность работы автопилота наземных ж/д составов? И есть ли железнодорожные «беспилотники» в России?
— Именем какой сказочной птицы назван новейший скоростной поезд РЖД?
— Какой вагон нужен генеральному директору ОАО РЖД в поездке?
Олег Белозеров, генеральный директор – председатель правления ОАО РЖД в интервью ведущему Детской редакции Максиму Захарову также рассказал о своей школьной мечте стать командиром атомной подводной лодки, показал принцип работы главного центра управления железными дорогами страны, сообщил, как компания защищает секретную информацию, и подчеркнул, что даже за плохо вымытые полы самый главный начальник в ответе.
РЖД – одна из крупнейших транспортных компаний нашей страны. Всех рельсов РЖД хватит, чтобы два раза обогнуть экватор. А за 20 лет работы перевезено 23 миллиарда пассажиров. Это три населения планеты. Мы приехали в главный центр управления РЖД, чтобы узнать, как работает одна из самых значимых компаний нашей страны.
Кем вы хотели стать, когда были подростком?
Я хотел стать командиром атомной подводной лодки. Специально хорошо учил предметы, которые могли мне позволить поступить в Нахимовское училище. Но параллельно занимался спортом, и, к сожалению, у меня испортилось зрение. Моя мечта не сбылась. А потом решил стать экономистом, и стал им.
РЖД занимает третье место в мире по численности сотрудников. В компанию устраивается работать каждый 150-й житель страны. Какую карьеру можно построить в РЖД?
Действительно, компания одна из самых больших в мире и самая большая в России. Она построена по принципу «все должно быть свое», в том числе, медицина, технологии, программы. Мы стараемся, чтобы все элементы были внутри железнодорожной системы. Соответственно, каждый может найти себя внутри Российских железных дорог.
Обычно карьера в РЖД начинается с самого низа, специалисты стараются пройти все ступеньки. Допустим, мой первый заместитель, отвечающий за большой спектр вопросов, начинал помощником машиниста. Еще один заместитель, который отвечает за инфраструктуру, пути, шпалы, рельсы и многие другие элементы, начинал монтером путей. Заместитель, отвечающий сейчас за инвестиционную деятельность, пришел на самую первую ступеньку в инвестиционный департамент Российских железных дорог.
РЖД стремится принимать на работу молодежь. Если приходит молодежь, значит, у компании есть будущее. Мы стараемся рассказывать, показывать, приглашаем в течение года студентов на практику, чтобы познакомить с нашей деятельностью. Еще есть целевое обучение. Ребята, заканчивающие школу, могут узнать, какие предложения существуют, могут откликнуться, послать запрос, и велика вероятность, что такой выпускник попадет в железнодорожный ВУЗ.
Какими качествами нужно обладать, чтобы построить карьеру в РЖД?
Упорство, системность, желание овладеть этой профессией, желание познавать мир и желание двигаться. Наверное, ключевое слово –желание.
РЖД – огромное компания. За что отвечаете лично вы?
Руководитель обычно отвечает за все. Конечно, я делегирую своим заместителям определенные полномочия, существует разделение обязанностей на низовых уровнях, но считаю, что руководитель компании должен отвечать за все. Даже если плохо помыты полы, считаю, что это моя недоработка. Думаю, что это самая правильная позиция руководителя. Моя работа очень сложная, но любимая. Желание, интерес к работе позволяют решать самые сложные задачи.
Мы находимся в главном центре управления Российскими железными дорогами. Расскажите подробнее, как он работает?
Это уникальный центр. Он создан пять лет назад. На наших предприятиях работает почти миллион человек, это огромное количество разных дочерних предприятий. В центр управления стекается вся информация и выводится почти по 1300 параметрам. Здесь можно увидеть, что сейчас происходит на территории Российских железных дорог.
Важно каждый показатель увидеть и дать ему оценку. И если он находится в красной зоне, то есть в негативной, нужно его изучать и им заниматься. Если горит зеленый цвет, значит все хорошо. Желтый означает переходный период.
Специалисты, руководители департаментов, которые в режиме 24/7 занимаются своей работой, могут обсуждать друг с другом и решать возникающие вопросы. Здесь можно увидеть, как работает Московское кольцо, как работают вокзалы. У нас их более тысячи. Сюда можно вывести практически любую информацию.
Еще одну цифру приведу. Объем информации в Российских железных дорогах 39 петабайт. Огромная цифра. РЖД – один из крупнейших поставщиков информации, и центров, которые обрабатывают эту информацию.
Можно сказать, что РЖД очень технологичная компания?
Можно много рассказывать о том, насколько РЖД технологичны. Приведу один из недавних примеров. В августе в Москве был запущен первый пассажирский поезд с автопилотом «Ласточка». Это третий уровень автоматизации. Всего же уровней управления подвижным составом четыре. И самый верхний подразумевает беспилотное управление, когда любой агрегат, машина, поезд едет и сам выбирает режим, следит за препятствиями, принимает решение останавливаться или набирать скорость. Третий уровень – практически самый высокий. В мире беспилотные поезда есть, но они работают в метро, а подземка отличается от обычной железной дороги, метро – это замкнутая система, там открыты только станции. А наш поезд может проанализировать ситуацию на открытой территории, сам может определить: идет собака, человек, дать оценку, предугадать траекторию движущегося объекта, дать предупредительный гудок. В планах компании выйти на четвертый самый высокий уровень автоматизации в течение полутора лет.
Кроме того, РЖД занимается квантовыми коммуникациями. Это позволит защитить важную информацию. Сегодня злоумышленники могут получить доступ к информации, передаваемой обычным способом. РЖД по поручению Президента России начинает применять квантовую связь, где шифруется практически вся информация на уровне отдельных элементов. Несколько десятков лет такой метод шифрования информации будет самым надежным.
И еще одно важное направление работы – высокоскоростное движение. Мы знаем, как управлять высокоскоростными поездами, но сейчас разрабатывается поезд следующего поколения, который будет ехать еще быстрее.
Расскажите подробнее про «зеленые» железные дороги.
Наша деятельность должна не наносить вред, а создавать предпосылки для сохранения природы. Технологии шагают вперед, но какие-то элементы наносят вред экологии, исторически наносили. В РЖД такие риски почти полностью ликвидировали. Перевозки осуществляются не на дизельном топливе, а на электричестве. Это экологически чистая перевозка. Соответственно, РЖД практически не создает выбросов в атмосферу. При перевозке грузов есть специальный калькулятор, который показывает, сколько экономится деревьев, не вычерпывается других природных ресурсов при перемещении какого-то груза.
Я ездил в Санкт-Петербург на «Сапсане». Мне очень понравилась его технологичность. А на каком поезде чаще всего передвигаетесь вы?
Периодически езжу на «Сапсане», но у нас большая страна, и иногда нужно быстро оказываться в разных точках, поэтому пользуюсь самолетом. Если же нужно ехать на небольшое расстояние использую специфичный подвижной состав под названием мотриса. Если нужно выехать на несколько дней, чтобы посмотреть какую-то стройку, в каком состоянии железнодорожная инфраструктура, тогда формируется специальный поезд, где есть помещения для проведения совещаний.
За последние десятилетия появились новые поезда с птичьими именами. Какой самый новый поезд РЖД?
Появляются новые пассажирские и грузовые поезда. Из пассажирских отмечу «Финист» — аналог «Ласточки». Он идет со скоростью 160 км/ч. И он полностью импортозамещен. Есть поезд для туристических поездок. В нем вагон СПА, вагон-баня. Это создает возможность долгого путешествия. Есть специфичный поезд для здравоохранения «Святой Пантелеймон», практически поликлиника на колесах, который двигается, прежде всего, по Дальнему Востоку, по отдаленным населенным пунктам, куда можно доехать только железнодорожным транспортом.
Также есть новые локомотивы. Локомотивы – это то, что тянет грузовые поезда. Есть дизельные локомотивы, суперсовременные, супермощные. Есть новые электролокомотивы с электрическим тяговым приводом. Практически по всем направлениям разрабатывается новый подвижной состав. В ближайшее время появится отечественный высокоскоростной поезд. Мы гордимся тем, что он будет стоять не вровень с зарубежными аналогами, а будет лучше.
Какие новые направления РЖД планирует развивать?
Наиболее активно нужно развивать цифровизацию. Самое дорогое, что есть у современного человека, это время. Если есть возможность сжать принятие решений до секунд, это очень хорошо. А для этого важно быстро получать информацию, быстро проводить анализ. Прежде всего, это цифровизация и работа с искусственным интеллектом.
Как изменится компания через три года?
Трехлетний срок для железных дорог не очень большой. Все дороги строятся долго. Любой инвестиционный проект – это 5, 7, 10 лет. И потом этот объект стоит веками. Мы обычно рассматриваем более длительный промежуток и прогнозируем на 10, 15, 30, а то и на 50 лет вперед. Особенно это касается развития северных территорий и Дальнего Востока.