— Что определяет популярность категорий товаров в разных регионах? И что чаще всего заказывают жители Северного Кавказа?
— Чему Ozon учит начинающих сотрудников? Как это влияет на будущую карьеру?
— Какие функции маркетплейс передал искусственному интеллекту? И что всегда будут делать люди?
Дмитрий Ким, вице-президент Ozon по взаимодействию с органами государственной власти, на полях Кавказского инвестиционного форума побывал в Открытой студии «Детской редакции». Он также рассказал историю 17-летнего парня из Хабаровска, который запустил линию косметики для животных, а еще сообщил, что семь из десяти обучающихся в Ozon ребят, остаются здесь работать.
Кавказ – это не только горы, вкусная еда и солнце, но еще и менталитет. Влияют ли на заказы, которые делают люди, традиции и образ жизни?
Безусловно. Самая популярная категория заказов на Северном Кавказе – автомобили. А еще самое главное здесь – дом. Поэтому наибольшей популярностью после автомобилей и мотоциклов пользуются товары для дома. И не только готовые товары, но и инструменты, материалы для самостоятельного обустройства жилья.
Ключевая особенность маркетплейса в том, что мы предоставляем доступ ко всей номенклатуре товаров для всех жителей Северного Кавказа, в том числе, для самых маленьких и отдаленных населенных пунктов. А Северный Кавказ состоит из небольших населенных пунктов.
Можно ли начать карьеру в Ozon с нуля и дойти до должности руководителя?
Конечно. Ozone Camp – это обширные программы стажировок. В компании огромное IT-подразделение – 6,5 тысяч айтишников. Мы обучаем большому количеству IT-профессий. 7 из 10 стажеров остаются и продолжают карьеру в компании. Для того, чтобы ребятам было удобно, существуют гибкие рабочие графики, которые позволяют совмещать работу с учебой.
Если говорить о том, можно ли стартануть из каких-то других сфер нашей деятельности, то, конечно, можно. У нас большая логистическая инфраструктура. Сотрудники начинают работать на складе и дорастают до больших позиций, например, до начальника распределительного центра. Такие примеры есть.
С нами начинают работать и предприниматели. Приведу пример 17-летнего парня из Хабаровска. Он запустил серию косметики для животных. У его собаки была аллергия практически на все существующие средства, и он разработал линию косметики, которая не вызывала у его собаки аллергию. Сейчас он успешно продает свою продукцию на нашем маркетплейсе.
У Ozon много примеров, когда молодые ребята начинают с нами бизнес и открывают пункты выдачи заказов. Потому что нет ничего проще, чем открыть пункт выдачи заказов на нашей площадке. К тому же, компания оказывает поддержку первые полгода, чтобы бизнес окреп и начал выдавать большое количество заказов.
Многие подростки хотят попасть в крупные маркетплейсы, чтобы прокачаться в IT. Вы действительно занимаетесь разработками в этой сфере?
Да. Практически все программное обеспечение компании собственной разработки. Прежде всего, в системе управления складом. Когда клиент делает заказ, практически сразу он попадает сотруднику, который собирает его на нашем складе и отправляет. Склад может находиться где угодно. Если заказ сделан в Минеральных Водах, что вероятнее всего, он поступит на склад, который недавно открыли в Невинномысске. Также он может поступить на склад в Московской области, например, в Пушкино. Там его соберут и отправят сюда.
Для того, чтобы все работало как часы, мы разработали самую большую и самую современную систему, которая позволяет следить за перемещениями всех грузов и знать, где товар находится в данный момент.
Может ли случиться так, что интернет-маркетологов заменит искусственный интеллект?
Нет, такого быть не может. Объясню почему. Искусственный интеллект уже сейчас широко применяется на нашей площадке, он упрощает рутинные операции. Например, возьмем поддержку покупателей. 85-90% поступающих вопросов являются стандартными, и искусственный интеллект помогает в их отработке.
Молодой специалист на нашей площадке может быть уверен, что в будущем не будет заниматься рутинными, простыми задачами. А вот писать программы, которые в будущем будут отрабатывать такие операции – это задача для наших специалистов.
Сотрудники работают над сложными креативными задачами, над постановкой заданий для IT-подразделения, пишущего программы, которые в будущем способны заменить рутинный человеческий труд. Одна из самых масштабных задач, которые используются в нашем бизнесе, это создание карточки товара. Раньше ее создавала многочисленная армия людей, не только наши сотрудники, но сотрудники селлеров, которые работают на нашей площадке. Они подбирали изображения, снимали фотостудии, подбирали моделей, делали красивые фотографии, писали текст, который привлечет внимание покупателя. Сейчас же фотографию может сделать искусственный интеллект, он же может помочь составить текст. Все эти сервисы доступны через личный кабинет селлеров у нас на площадке.
Иногда приходят сообщения: «Быстро заработать на маркетплейсах. Можно без опыта». Стоит ли на такие сообщения реагировать?
Нет, это мошенники. Мы стараемся отслеживать подобные активности и устранять их, чтобы наши покупатели и потенциальные сотрудники меньше попадались на подобные уловки. Помните, если вам поступают подобные предложения, это мошенничество.
Расскажите подробнее, как вы защищаете своих покупателей и продавцов от мошенничества?
У нас огромная команда, которая следит за всеми странными событиями, которые происходят на площадке. Обычно все операции происходят типовым образом, они оптимизированы, типология процесса описана. Но если вдруг появляется какой-то всплеск, то ребята включаются и подробно просматривают весь процесс на предмет возможного нарушения. Если такое нарушение выявляется, пишется соответствующий алгоритм, который в будущем создаст различные барьеры, которые не позволят совершать такие действия.
Чему вы готовы учиться у нашего поколения?
Раньше были популярны торгово-развлекательные центры. Там можно было провести очень много времени. А ваше поколение показало, что многочасовое пребывание в торговом центре ему не подходит. Молодежь хочет заниматься интеллектуальным, креативным трудом, а рутинные операции оставлять бизнесу. Наша задача – желание удовлетворить.
Продолжите фразу: «Ты не был никогда на Кавказе, если…»
Если не был в горах.