Алексей Федоров, руководитель научной группы Российского квантового центра Квантовые информационные технологии
Михаил Лужников, ведущий Детской редакции WBCMedia | Росконгресс
Алексей, я прочитал, что вы пропустили начальные классы и сразу перешли в пятый класс, а в 15 лет вы поступили в Московский государственный технический университет им. Баумана. Как так получилось и было ли вам сложно?
На самом деле я учился в первом или втором классе и так вышло, что мое образование выпало на то время, когда была переходная система между обучением в 3 и 4 классах. Была часть ребят, которая шла из 3-го сразу в 5-й класс и впервые запускался 4-ый класс. И мои родители обратили внимание, что программа выглядит растянутой по времени и решили, что я после 2-го или 3-го класса пойду сразу в 5-ый. Это был, конечно, серьезный вызов, приходилось осваивать опережающими темпами программу, но, с моей точки зрения, вызов был правильный, вовремя я получил такую сложную задачу. Она меня научила смотреть немного дальше, чем то место, где ты находишься и сэкономило мне достаточно большое количество времени. В 15 лет я оказался в Бауманке на первом курсе и очень благодарен этому опыту.
Вы окончили университет с отличием, стажировались в Гарварде, руководите лабораторией, являетесь лауреатом премии «За верность науке» и обладателем научного гранта президентской программы для молодых ученых. Какие планы на будущее с таким багажом?
Главный и центральный план связан с развитием моего научного направления – это квантовые технологии. Это очень интересное направление. Здесь, с одной стороны, фундаментальная наука, понимание того, как устроен мир на уровне самых мельчайших объектов, на уровне кирпичиков, из которых создана материя, и это сопровождается большим количеством физических открытий, эффектов, которые можно наблюдать. С другой стороны, это желание создать приборы и устройства, которые будут приносить пользу каждому человеку. Например, сделать квантовые компьютеры, которые будут считать те задачи, которые будут нам необходимы для промышленности, для банковской сферы и многого другого, создавать квантовые коммуникации, которые будут защищать наши с вами данные, квантовые сенсоры для биомедицинской диагностики. Поэтому мои основные планы связаны с этим научно-технологическим направлением. Мы занимаемся квантовыми алгоритмами, мы пытаемся понять, как, когда квантовый компьютер будет создан, он будет использоваться. Это очень интересно, потому что мы не всегда имеем с вами в распоряжении квантовый компьютер, чтобы понять, как построить алгоритм. Нам нужно думать наперед и искать у квантового компьютера полезные приложения. Вы упомянули гранты Российского научного фонда, это один из инструментов, который помогает развивать это направление в моей группе.
В 21 веке с немыслимой скоростью развиваются технологии, однако, о выдающихся ученых мы знаем мало, они редко становятся достоянием общественности. Как считаете, нужна медийность ученому и как ее можно повысить?
Соглашусь, что образу ученого в общественной жизни не всегда уделяется достаточное внимание и это одна из целей Десятилетия науки и технологий, которое идет. Одна из целей создать привлекательный образ молодого ученого, чтобы молодой человек при выборе карьеры эквивалентно рассматривал кем ему стать: банкиром, IT-специалистом или выбрать научную стезю. Чтобы профессия ученого не становилась каким-то компромиссом, когда, вроде, интересно, но здесь я не буду медийным… Нет, эквивалентные возможности должны быть с точки зрения медийности, если ты блогер или если ты ученый. Конечно, это непросто. Если говорить про ученого, то он создает сложный контент, который тяжело зачастую воспринимать. Медийность необходима, но нужна также помощь ученым, чтобы то, что они делают, могли бы адаптировать и рассказывать о последних научных достижениях широкой общественности. А если мы заглянем на 100 лет назад, то рассказывают, что в начале 20-го века люди собирались на кухнях и обсуждали последние научные статьи. Условно, домохозяйки обсуждали теорию относительности Эйнштейна. В этом смысле широкая общественность была сильно вовлечена в обсуждение последних научных достижений. Считаю, что сейчас этого не хватает и это должно быть взаимное движение, должны быть понятные механизмы, как общество заинтересовать наукой, чтобы люди думали не только о том, пойти ли на новый спектакль, но и о том, чтобы послушать научно-популярную лекцию. Форматы должны быть настолько интересные, чтобы человек этого хотел. А с другой стороны научное сообщество должно проводить работу по освещению для широкой общественности, популяризации тех знаний, что мы сегодня имеем. Это одна из важных задач науки.
Тема оттока мозгов снова актуальна?
Она актуальная всегда. Только, с моей точки зрения, ее зачастую по определенным причинам принято обсуждать в гиперболизированной форме только с одной стороны. Ведь совершено очевидно, что, если есть отток, то есть куда-то приток. И вопрос в том — являемся ли мы частью притока? Если у нас уезжают люди в лучшие места, стажироваться, обучаться, вопрос к нам, приезжают ли к нам лучшие люди из других стран? Наверное, во всей повестке, связанной с утечкой мозгов, ключевым вопросом является, насколько мы создаем привлекательные и конкурентоспособные условия, чтобы люди к нам приезжали. С моей точки зрения, крайне затруднительно пытаться каким-то образом ограничивать возможность человека в международном плане развивать свою карьеру, переезжать между различными научными центрами по всему миру. Весь вопрос – созданы ли для него в России условия, чтобы, получив высшее образование в нашей стране, отучившись в аспирантуре в Европе, в постдокторантуре в Китае или где-то еще, вернуться в Россию. Нужно создать условия, чтобы человек рассматривал Россию для продолжения своей научной карьеры. Этот вопрос, безусловно, актуален, потому что нужны кадры. Для решения больших задач нужны молодые, амбициозные, профессиональные люди. Но тему эту нужно обсуждать не только в контексте оттока, но и в контексте создания условий для притока.
Есть ли какие-то меры поддержки для ученых и какие перспективы развития науки в нашей стране?
Перспективы, с моей точки зрения, очень хорошие. Тот факт, что наша страна выбрала для своего развития тему: «Десятилетие науки и технологий», значит, что фокус направлен на то, чтобы наука становилась частью технологического развития, чтобы связь между наукой и технологией становилась все более тесной, чтобы она становилась частью общественной повестки. Условия для развития хорошие. У нас есть большие задачи. Я упомянул квантовые технологии, но есть другие направления, где традиционно российские ученые сильны. Скажем, биотехнология или искусственный интеллект. Это те направления, в которых российская математическая, биологическая, физическая школа достаточно развита, можно получить хорошее образование и можно найти работу в хорошей научной группе и сделать научную карьеру. С этой точки зрения, возможности созданы. И в частности, на своем примере скажу, окончив аспирантуру во Франции, я был перед выбором, что делать дальше, остаться во Франции, уехать в другую страну (были предложения из разных стран)… Но проанализировав различные возможности, я обнаружил, что в России есть один из самых эффективных способов создания небольших научных коллективов после защиты диссертации – это гранты Российского научного фонда. Если ты активно работающий ученый, можешь этот грант получить, основной фокус у него на реальном результате. Ты должен поставить амбициозную цель и показать, что этого результата можно достигнуть. Это реальная возможность после аспирантуры создать научную группу. Механизмов поддержки в мире не так много, поэтому у нас есть большие задачи и конкретные инструменты, которые помогут молодому ученому помочь.
В 15 лет вы поступили в Бауманку. О чем вы мечтали в этом возрасте?
У меня очень все быстро менялось в это время, много чего хотелось попробовать и бывали моменты сильного изменения фокуса. Хотел стать инженером, потом ученым, потом предпринимателем. Это был период больших осцилляций между различными точками притяжения. Меня вдохновляли примеры успешных людей. И если я читал книжку об успешном предпринимателе, мне неминуемо хотелось стать предпринимателем. Я читал научно-популярные книжки и думал, как замечательно быть ученым, добывать знания. На своем личном примере скажу, что пробовал много разных вещей и мне это сильно сейчас помогает, это дает возможность опереться на разные точки. Если вам что-то нравится, используйте свой юный возраст и большое количество внутренней энергии, чтобы попытаться что-то попробовать. Сейчас есть стажировки, какие-то программы… Например, будучи инженером, можете попробовать стать технологическим предпринимателем или, будучи ученым, попробовать создать технологический проект.
Чем может быть полезна Детская редакция?
Молодые талантливые ребята могут быть полезны, в первую очередь, свежим взглядом. Я работаю в квантовой физике и если погрузиться в ее историю, можно отметить, что все прорывные открытия в ней сделали очень молодые люди. Их не заботили старые догмы, они были готовы совершать новые, прорывные открытия. Я хочу вам пожелать вдохновляться такими классными примерами и направлять свою энергию, дух пионерства в правильном направлении. Наука сегодня – одна из возможных точек приложения ваших усилий, где вы можете стать успешны.