JavaScript отключен. Страница может работать с ошибками.
Пожалуйста, включите JavaScript
Почему наука – это не скучно? С чего начинать? Собрали самые полезные советы от экспертов Конгресса молодых ученых 2025

Почему наука – это не скучно? С чего начинать? Собрали самые полезные советы от экспертов Конгресса молодых ученых 2025

Создатели роботов, учителя искусственного интеллекта, биоинженеры, квантовые физики, математики и многие другие – тысячи юных и более опытных исследователей со всей страны стремятся принять участие в Конгрессе молодых ученых. Серьезные кастинги научных идей и кейсов ребят не пугают, скорее, мотивируют. «Детская редакция» на КМУ-2025 задалась вопросами: к чему стремятся молодые ученые, чем уникальным они занимаются, и почему наука – это не скучно?

Узнали, что энергия российской науки — это тысячи пытливых умов

Мы приехали в особенное место нашей страны – в федеральную территорию Сириус. Именно здесь на площадке Научно-технологического университета Сириус встретились самые талантливые и перспективные ученые, и наши сверстники, и те, кто постарше.

Алексей Вальков, заместитель директора Фонда Росконгресс, директор ПМЭФ и КМУ:

Мы проводим КМУ уже в пятый раз. В этом году Конгресс достиг рекордных показателей, на 30% выросла выставка, на 40% – внимание и желание участников попасть на Конгресс. Всего было зарегистрировано более 16 тысяч заявок, из которых отобрано 9 тысяч участников.

В этом году решили сфокусироваться на энергии созидания, основная тема звучит так: «Энергия науки: от потенциала знаний к созиданию будущего». Программа серьезная, разнообразная, более двухсот мероприятий.

В этом году к выставке присоединились федеральные органы исполнительной власти. Здесь выстраивается взаимодействие с научным сообществом.

Никита Марченков, председатель Координационного совета, заместитель директора по науке НИЦ «Курчатовский институт» — ИФВЭ:

Сегодня в нашей стране сложилась ситуация, когда наука стала практически безальтернативным инструментом для будущего развития. Именно наука определяет, как мы будем жить. Это сначала поняли политики, ученые, а сегодня стали чувствовать и обычные люди. От успехов наших ученых зависит, будут ли у нас те или иные технологии, продукты питания и другие вещи. Еще 15 лет назад некоторые ученые считали, что главным результатом исследования является научная статья, то сегодня начинают думать дальше, а где будет применено исследование. Ученые стали думать категориями конечного продукта, а представители промышленности или бизнеса начали заглядывать в российскую науку и искать там решения своих задач.

Поняли, что наука — процесс творческий и увлекательный

Каждый из нас не прочь посидеть в интернете, поиграть, полистать ленту, вместо того, чтобы читать скучные учебники. Взрослым это не нравится. И они придумывают разные способы увлечь нас чем-то полезным. Получается ли у них?

Алексей Гореславский, генеральный директор Института развития интернета (ИРИ):

Институт развития интернета поддерживает науку давно и последовательно, с самого начала Десятилетия науки и технологий. За три года сделано порядка 150 проектов, еще полтора десятка в работе. Все это суммарно собрало более миллиарда просмотров в социальных сетях, на платформах, в мессенджерах, в СМИ. Это такие передачи, как «Наука для всех», «Страсти по грантам» и многие другие. Это и ток-шоу, и разговорный жанр, и документалки, и даже большие художественные проекты.

Около половины всех молодых людей так или иначе интересуются искусственным интеллектом и IT-технологиями. На втором месте – космос. Третье место занимает биология, включая такие вещи, как генетика и клонирование.

Наталья Третьяк, генеральный директор Фонда развития научно-культурных связей Вызов:

Мне кажется, что наука и искусство между собой очень схожи, обе эти сферы объединяет творчество. Почему Фонд Вызов выбрал искусство для продвижения науки? Нам показалось, что это наиболее удачный формат. Что ярче запоминается? Эмоции. А искусство – та сфера, которая лучше всего работает с эмоциями. И мы решили говорить о науке, рассказывать об ученых через средства искусства. Есть проект, где представители искусства беседуют с учеными. Первый выпуск передачи собрал миллион просмотров, а таких выпусков будет десять. Это говорит о том, насколько формат интересен людям. К тому же, не секрет, тот формат получения информации, который предпочитает молодое поколение – видео.

Елена Живогляд, первый заместитель директора Международного детского центра Артек:

Отдельных научных смен нет в Артеке, но наука представлена везде. У Артека много партнеров, которые работают с нами не один год и реализуют очень интересные программы. В том числе, это направления, которые требуют технических и научных знаний. Один из таких партнеров – Российская академия наук.

Современные технологии позволяют показывать достижения науки абсолютно по-разному. Это могут быть мастер-классы, где молодые представители науки делятся своими знаниями. Фундаментальная наука тоже представлена очень интересно: с использованием 3D-технологий, VR-технологий, с проведением различных опытов. В Артеке всегда очень насыщенная программа, где ребята могут участвовать наравне с учеными.

Дмитрий Кожанов, генеральный директор Политехнического музея:

Политехнический музей является одним из крупнейших музеев в мире. Помимо сохранения и демонстрации объектов культурного технического наследия, он ведет большую пропагандистскую и просветительскую деятельность. Мы подсказываем педагогам, как вызвать больший интерес у детей к предметам: с демонстрацией не просто сухих цифр и фактов, а, например, предметов, которые пришли в нашу жизнь, благодаря изобретениям ученых. Наша задача – чтобы успехи продолжались, и в дальнейшем мы могли показать достижения нынешних молодых ученых. 

Увидели в ИИ полезного помощника, а не конкурента

Искусственный интеллект и его возможности – то, что занимает сейчас многих. Нам, школьникам и студентам, он помогает готовить доклады и делать домашку. Очень удобно, но не всегда полезно. Крупные IT-компании пытаются найти способы, когда ИИ будет помогать нам учиться, а не делать все за нас.

Дарья Козлова, директор по стратегическому развитию университета ИТМО, директор по образованию Яндекса:

Наша команда считает, что искусственный интеллект может помочь в образовании. Первое, он может стать помощником каждому школьнику и студенту. Второе, ИИ разгрузит учителей от разной работы, которая не связана непосредственно с уроками, а связана с формированием документов, с заполнением электронных журналов и т.д. Если же говорить про университеты, то там искусственный интеллект поменяет саму логику построения образования.

Мы сейчас работаем над AI-ассистентами для школьников, с которыми можно делать домашку. Я хочу, чтобы меня все правильно поняли: мы не делаем готовые домашние задания, не даем ответов, а создаем ассистента, которому можно будет задавать вопросы, который будет понимать, в каком классе учится школьник, и отталкиваясь от этого, отвечать поэтапно, помогая делать домашние задания. Родителям уже не придется сидеть и что-то объяснять, это сделает ассистент. 

Составили карьерный маршрут будущего ученого

На Конгрессе молодых ученых 2025 мы познакомились с людьми, которые достаточно рано определились с тем, что им интересно. И во многих таких историях были хорошие учителя-наставники, участие в конкурсах и олимпиадах, возможность показать свой проект или поделиться идеей с экспертами. У каждого из нас тоже есть такие возможности, если, конечно, есть желание.

Наталья Третьяк, генеральный директор Фонда развития научно-культурных связей Вызов:

Учреждена специальная премия для ученых. Самому молодому заявителю исполнилось всего 18 лет. Для молодежи это шанс проявить себя, потому что, к сожалению, очень часто общественное признание недоступно для ребят. Мы подумали, что создание специальной номинации – это стимул молодежи заниматься наукой. В прошлом году мы попробовали еще один формат – научные гастроли. В них отправляются лауреаты нашей премии. Практика показывает, что это дает всплеск заявок из регионов, в которых проходили научные гастроли.

Дарья Козлова, директор по стратегическому развитию университета ИТМО, директор по образованию Яндекса:

У нас есть кейсы, когда школьники приходят работать в Яндекс. Я не призываю всех приходить к нам работать, но призываю делать проекты совместно с Яндексом. Недавно мы открыли акселерационную программу, то есть все желающие могут придумать что-то, прийти в Яндекс и сказать, что хотят делать что-то конкретное в мире искусственного интеллекта и IT. Но также важно доучиться в школе и в университете, потому что возможностей потом будет кратно больше.

Никита Марченков, председатель Координационного совета, заместитель директора по науке НИЦ «Курчатовский институт» — ИФВЭ:

В рамках Десятилетия науки и технологий есть такая инициатива, как научно-популярный туризм, когда школьник может в рамках туристического путешествия посетить те или иные лаборатории, астрофизические обсерватории, посмотреть, как все это работает.

Есть также научное волонтерство, с Движением Первых мы делаем этот проект. Идея заключается в том, что ученые привлекают к своим исследованиям людей, которые не занимаются профессионально наукой, в том числе, школьников. Они помогают собирать образцы для экспериментов, обрабатывать данные… Получается, что не только через классические стажировки, а через новые интересные форматы школьники могут вовлечься в науку и понять, какая научная область им более интересна.

Александр Кулешов, ректор Сколковского института науки и технологий:

Увлечение наукой начинается с математических, физических, биологических кружков. В 12-13 лет это уже доступно, это шанс попробовать разное и определиться.

Наш вуз дает хорошее образование. Этим летом была подана 31 тысяча заявок на поступление более чем из 150 стран мира. А мест всего 240 мест. То есть получилось, что желающих оказалось 130 человек на место. Значит, вуз очень привлекательный для абитуриентов, причем, из разных стран.  

Конгресс молодых ученых прошел в Сириусе с 26 по 28 ноября 2025 года. В Конгрессе приняли участие представители всех регионов России, было много иностранных гостей и гостей, имеющих ученые степени. Конгресс стал единственным мероприятием в стране, одновременно собравшим такое количество ученых. Средний возраст участников – 32 года. При этом, на одном из стендов свои исследования презентовал 8-летний школьник. Получается, что наука в России сегодня доступна всем, кому интересно что-то изучать, изобретать, искать ответы на сложные вопросы. 

Смотрите также: