В рамках события спикеры обсудили «точки опоры» для отрасли вместе с лидерами рынка ритейл-индустрии.
Какие риски для ритейлеров несет наступающий 2023 год? Как развиваться, а не выживать в условиях санкций, ухода западных брендов и падения покупательского спроса при условии, что сегодня российский бизнес живёт в состоянии напряженной неопределенности? Как оценить происходящие события, которые меняются ежедневно, и подстроить под них свою работу? Эти и другие вопросы поднимались на дискуссии участниками мероприятия, которое было организовано Forbes Congress.
Модераторами форума выступили:
- генеральный директор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров;
- руководитель практики «Стратегия и операционная эффективность» консалтинговой компании «Альтхаус» Татьяна Дольченко;
- генеральный директор, STS Logistics Кирилл Власов;
- исполнительный директор ассоциации «Маркетинг в ритейле» POPAI (Россия) Анна Лебедева;
- руководитель проекта Top100wines.ru Андрей Григорьев.
Форум открылся пленарной сессией «Время гибких: как российскому ритейлу формировать бизнес-стратегии в условиях неопределенности?» Модератор сессии Михаил Бурмистров провел опрос среди спикеров панели, попросив обозначить ключевые вызовы для отрасли в 2023 году. Михаил также представил аудитории итоги ежегодного рейтинга INFOLine Retail Russia TOP. Также спикерами сессии стали управляющий по качеству и закупкам «Вкусвилл» Евгений Римский и президент компании «Азбука Вкуса» Денис Сологуб, которые обсудили текущие стратегии и вызовы самого масштабного сектора ритейла — продовольственных товаров.
Какие финансовые инструменты помогают розничным продавцам привлекать, а главное, удерживать клиентов? На какие финтех-проекты в ритейле сейчас делается ставка? Об этом рассказали Александр Дворский, управляющий директор ПАО «Совкомбанк», и Рустам Закиров, управляющий директор ПАО Сбербанк.
Завершили дискуссию в рамках пленарной панели представители крупнейших игроков fashion-сегмента — старший вице-президент «Глория Джинс» Елена Алексеева и управляющий коммерческий директор Lamoda Александра Артюшкина. Они рассказали аудитории, как компании используют возможности, связанные с уходом международных брендов, а также как меняется ассортимент и его позиционирование.
Форум продолжился сессией «E-commerce и логистика в новой реальности: все дороги ведут в онлайн?» Участники обсудили пути развития рынка e-commerce в России. В дискуссии приняли участие заместитель генерального директора по работе с арендаторами управляющей компании MLP Глеб Белавин, директор по онлайн-сервисам компании «Лента» Дмитрий Иванов и руководитель направления X5 Digital, X5 Group Лариса Романовская, руководитель дирекции по развитию бизнеса «Гиперлокальная платформа» («Почта России») Леонид Зондберг и управляющий̆ директор ПАО Сбербанк, председатель совета директоров компаний inSales и СберМегаМаркет Евгений Щепелин.
В рамках третьей сессии «Путь к кошельку потребителя: стратегии ритейлеров в связи с падением покупательского спроса» обсуждались вопросы максимально быстрой адаптации ритейлеров к текущим трендам потребления для обеспечения своих покупателей сбалансированной ценой, оперативным замещением ассортимента и привычными цифровыми сервисами. Речь шла и о том, где с учетом ухода международных рекламных платформ следует искать потребителя и какие качественные альтернативы есть у ритейла для эффективного контакта с потребителем.
Заключительной темой форума стала сессия «Перезагрузка винной полки: ждать ли прорыва от отечественной винной отрасли?» Поскольку с весны 2022 года российский винный рынок испытывает ряд проблем с регулярностью поставок зарубежных вин, соотношение российского и импортного вина в ритейле изменилось в пользу отечественных производителей (примерно 5050). Смогут ли российские виноделы качественно наполнить полки магазинов, продолжив увеличение доли отечественных вин в рознице и в ресторанах? Именно этот вопрос был в центре дискуссии участников панели. Спикеры поделились данными об объемах производства вина в России и перспективах его увеличения, представили данные о динамике производства тихих и игристых вин, вызовах и возможностях производителей в текущей ситуации. Рассказали насколько эффективно существующее законодательство поддерживает российских производителей вина и что стоило бы перенять из практики других стран. Подискутировали на тему, а сможет ли российское вино полноценно заместить свои зарубежные аналоги? Готов ли потребитель покупать российское вино дорого? Также спикеры показали интересные кейсы винных компаний и рейтинги алкомаркетов.