Олег Сиенко, генеральный директор НПК «Уралвагонзавод»
Вектор в сторону Востока был давно нами задуман, и эта стратегия воплощена в конкретные действия. У нас с Китаем были взаимоотношения, когда нам не хватало стального литья, сейчас активно работаем по дорожно-строительной технике. К нашему сожалению, опыт взаимодействия с западными партнерами показал, что нас там не ждут, и нам никто не даст никаких технологий, преференций и так далее. Западу нужно максимально нас напичкать тем, что они производят. Китайцы в то же время осуществляют серьезную экспортную поддержку. И в этом плане они, как партнеры, нам подходят.
Если брать гражданскую продукцию, то в прошлом году мы представили трамвай R1 — «айфон на колесах». Для него определены рынки. С этой продукцией мы подвинули очень многих, кто считался пионерами в создании трамваев, в дизайне, технологиях, компоновке.
Зачем мы (Россия) вошли в ВТО? Мы как были сырьевым придатком Европы, так и остались. Что у нас изменилось? Мы распахнули ворота и полностью насытили наш рынок. Но ведь любые изделия, которые нам поставляют извне, имеют жизненный цикл. Значит это посадка на иглу запасных частей. Мы сами себя загнали в угол.
Импортозамещение — это смена технологий XX века (станков и оборудования) на технологии (станки и оборудование) XXI века. Минпромторг принял хорошую программу по собственному станкостроению и ее развивает. Но делать это нужно было давно.