Алла Духова, хореограф, основатель, художественный руководитель балета TODES
Как думаете, есть ли люди в России, которые не знают, что такое балет TODES?
Я думаю, что такие есть. Нам один раз сказали: “Ой, TODES, отличный коллектив. А какие песни вы поёте?”. Но мы очень редко встречаем людей, которые не знают.
Свой первый коллектив Вы создали в семнадцать лет. Вы предприниматель по натуре?
Нет, я абсолютно не предприниматель. Было безумное желание создать коллектив и танцевать. Нам было абсолютно безразлично, на какую сцену мы выйдем, только бы на неё выйти и перед зрителем танцевать.
Я не люблю, когда меня спрашивают о том, как я создавала бизнес, и был ли у меня бизнес-план. Я сразу развею иллюзии: никакого бизнес-плана у нас не было, всё произошло само собой. Наверное, неправильно говорить так о бизнесе.
Я поняла намного позже, что то, что мы делаем, похоже на бизнес. Все наши школы — а у нас их 99 — мы открывали «по просьбам трудящихся».
Первые три школы я открыла запланировано. Мы нуждались в кадрах, потому что в нашей стране раньше не было школ, которые занимались современной хореографией.
Ранее к нам приходили участники из других направлений, поэтому для того, чтобы они вошли в наш репертуар, мы тратили очень много времени.
Первые школы открылись в трёх родных для нас городах: в Риге, Ленинграде и Москве.
Вы не представляете, что произошло! Во-первых, огромное количество учеников. Во-вторых, нам начали звонить из разных городов и умолять, чтобы мы открыли студию. Естественно, сделать сразу мы этого не могли. Нужно было накопить ресурс — хотя бы 15 педагогов. Потом мы начали получать звонки из Москвы.
Сейчас у нас 99 филиалов и огромное количество писем с просьбами открыть студию в ещё одном месте. Мы снова накапливаем ресурс для того, чтобы это сделать.
Мы готовим и танцоров, и педагогов, и менеджеров. Наши ребята танцуют примерно 15 лет. Соответственно, они ничего не умеют, поэтому после окончания танцевальной карьеры они могут продолжить заниматься тем, что любят. Ни один человек у нас не потерялся. Они все остаются в нашем деле.
А почему не франшиза?
Ни в коем случае! Мы готовим педагогов исключительно по нашей методике, потому что мы готовим универсальных танцовщиков. Вы уже вырастили два таких поколения. Сейчас наш основной состав — те, кого мы вырастили сами, что очень приятно.
Я всё время держу руку на пульсе. Также мы регулярно проводим фестивали, куда съезжаются все студии. Мы соревнуемся, у нас проходят конкурсы, гала-концерты, мастер-классы. Я очень хорошо знаю всех учеников из разных филиалов.
Те, кто после не пойдут в основной состав, — любители?
Конечно, у нас огромное количество именно таких учеников. Для кого-то это просто хобби, кто-то хочет похудеть, кто-то — научиться стильно двигаться.
Ни один вид спорта так гармонично не развивает тело, как танец. И раскрепощает.
К нам приходит большое количество закомплексованных мальчиков и девочек, и они меняются за год. Они становятся уверенными в себе и несут себя.
Наши выпускники поступают в разные университеты и получают разные профессии, так как не все родители принимают стремление ребёнка посвятить жизнь танцам.
Мои ребята очень счастливые люди: они занимаются тем, что любят, и получают за это очень неплохие деньги. И я считаю, что жизнь нужно прожить с удовольствием.
Люди должны быть увлечены своей работой, иначе успеха не будет.
У TODES есть конкуренты?
Сейчас очень много открылось школ. И коллективы танцевальные есть, но я считаю, что у нас нет конкурентов.
У нас труппа 150 человек, и я не знаю больше коллективов с такой же численностью. Я не знаю, чтобы кто-то работал в таком же гастрольном режиме.
Где сейчас гастролирует TODES?
Естественно, мы гастролируем по России, потому что у нас очень много поклонников, которые ждут. И постоянно выезжаем за рубеж: и в Америку, и в Германию.
На чём вы зарабатываете?
На концертах много не заработаешь.
Всё легко посчитать. Нам нужно вывести 30 человек, мы не задерживаемся на одном месте больше суток. В стоимость входят самолёты, поезда, гостиницы и т.д. В больших залах мы отказываемся работать — я за камерность. Это больше имиджевая история.
Сказать, что танцевальные школы – большой бизнес, я сказать не могу. Мы сами себя обеспечиваем и не находимся на гособеспечении.
Вы представляете, что такое пошить костюмы на такую большую труппу? Ведь происходит 20 переодеваний за один спектакль. Обувь, колготки, которые постоянно рвутся.
Балет поддерживает имидж школы, школы — балет.
Сейчас мы открыли свой театр, накопив необходимый капитал, ведь московский зритель этого очень хотел и ждал. Сейчас у нас идут два спектакля: один для взрослых, а другой для детей. Без ложной скромности скажу, у нас лучшая сказка в Москве. Те, кто пришёл к нам один раз, возвращаются снова.
Долгое время TODES работал со звёздами шоу-бизнеса. Сейчас работаете?
У нас есть друзья, которых мы очень любим. Когда происходят знакомые мероприятия, они приглашают и предлагают поработать с ними. Мы с удовольствием это делаем, хотя сейчас реже.
Чему вы научились в работе с ними?
Всему. Это же наши первые шаги! Если бы не наши звёзды, нас бы не было. Я очень благодарна, что нам удалось работать с этими потрясающими людьми. Они трудяги невероятные. Плюс невероятный талант и прекрасное отношение к людям.
В репетиционном зале ты можешь танцевать сколько угодно, но пока ты не выходишь на зрителя, ты ничему не научишься.
И они дали нам такую возможность — подарили зрителя.
Есть корпоративные правила и принципы, которым вы следуете?
Дисциплина железная и тёплое отношения к работе. Традиции у нас есть — это понятно. Мы живём одной семьёй. Дети начинают дружить и родители.
У нас есть группа мамочек, которая приводит детей. И они захотели тоже научиться танцевать. Они даже выступали на отчётном концерте. А потом приходят мужья и целуют мне руки.
У меня была потрясающая история: в Риге к нам пришла танцевать полненькая женщина; через два года на отчётном концерте её муж кинулся ко мне со словами благодарности и говорит: «Алла, я к вам привёл одну женщину, а вы мне подарили абсолютно другую!».
Каким вы видите своё дело через 5-10 лет?
Мы будет открывать новые школы, которые так ждут люди, и будем наполнять театр репертуаром. Я хочу, чтобы был полноценный репертуар. Это планы, которые я сейчас понимаю.
Я вперёд особо не заглядываю. Хотя я стараюсь просчитывать свои шаги лет на 10 в отношениях с людьми.
Что стало драйвером для развития?
Раньше мы работали в Северо-Осетинской филармонии. И в один момент нас оттуда уволили. И у нас был период, когда мы не понимали, что делать. И коллектив был в секунде от того, чтобы распасться. Я убеждала ребят, что нужно сохранить коллектив. Нам мало платили, мы голодали: мы резали буханку хлеба на всех в день. Мы жили в общежитии и спали на матрасах. Коллектив дружный был. Мы всё это прошли.
Каким образом мы попали в шоу-бизнес? Нас привезли на сборные концерты, где нас заметила София Ротару.
Ещё один ключевой момент. В программе со звёздами мы обязательно готовили несколько сольных номеров. Когда нам исполнилось 10 лет, нам сделали в концертном зале России первый сольный концерт, который был полностью забитым.
В каких случаях последнее слово за Аллой Духовой?
Всегда.
Какие основные риски в вашей работе?
Главное, чтоб не было войны. Всё остальное преодолимо.
Вы строгий руководитель?
Скорее да. Но это нужно спрашивать у ребят. Но я очень строга в плане дисциплины.
Нельзя работать в полноги. Нужно приходить с хорошим настроением — уныние не приветствуется.
Но разные бывают случаи в жизни. И в таких вещах я отношусь с пониманием. Например, я отпускают своих танцоров на сессии.
А есть номера, которые более или менее удачные?
Всё зависит от зрителя. Есть номера-хиты — они вечные. На мой взгляд, есть проходящие номера, но зритель не признаётся в этом. Мнения разделяются.
Есть номера, которые не ставите Вы лично?
Нет, таких нет. Раньше я делала всё сама, но сейчас подросли талантливые хореографы, которые мне помогают, но всё равно постановкой номеров занимаюсь.
TODES — это бренд?
Думаю, да. У нас есть свои мастерские по производству одежды, салон красоты. И в этом помогает бренд.