Екатерина Синогейкина, генеральный директор компании «Евроэксперт»
Основной профиль компании «Евросэксперт» – это оценка различных проектов, бизнесов, компаний. Как Вы оцениваете уровень сформированности, развития этого рынка в России? Кто основные участники рынка, каков спрос и предложение?
Рынок оценки в России есть, но, я не думаю, что он сформирован, и я бы не сказала, что рынок развит.
Наша компания начала работать на этом рынке 10 лет назад, я в этом бизнесе дольше. За эти прошедшие 10 лет, наверное, стоит выделить 3 основных события, которые оказали сильное влияние на рынок. Во-первых, это принципиальное изменение системы регулирования. Во-вторых, появилась оценка кадастровой стоимости. В-третьих, это, конечно, кризис. Спрос на услуги по оценке есть, но надо сказать, что сейчас это рынок покупателя, рынок потребителя.
На рынке существует демпинг, который соответственно влияет на качество.
Очевидно, что оценка стала развиваться в связи с развитием рынка кредитования. Многие банки перед тем, как принять то или иное имущество в залог, обращаются к вам за помощью, так же, как и компании. Но мы понимаем, что нередко нужно показать то, что хочет увидеть контрагент. Как часто обращаются клиенты с просьбой показать нужную стоимость?
Эта ситуация характерна не только для России. Это действительно есть, это действительно так. В целом оценка – такая конфликтная деятельность, потому что всегда есть 3-я сторона.
Бывают случаи, когда приходит клиент и хочет получить «цифру». Но, говоря о нашей компании, вы никогда не увидите ни одного отчёта, документа с брендом «Евроэксперт», который содержит цифру, несоответствующую данным рынка, которая была бы сделана под давлением клиента.
Мы можем себе позволить отказываться от таких работ. И, если на нас давят, то мы не будем выполнять такую работу для клиента.
А как часто клиенты всё-таки просят нужную цифру?
Когда приходит клиент, которому нужна оценка для целей кредитования, он уже понимает, что отчёт, который он принесёт в банк, или мы направим в банк, всё равно будет проверяться. Как правило, в банках есть команда, которая проверяет результаты оценки. И приятно, что сегодня многие клиенты это понимают и ситуаций «сделайте мне больше» становится гораздо меньше.
Вы сказали, что «Евроэксперт» – это бренд. Как удалось стать брендом, и как удаётся завоёвывать, удерживать клиентов?
Признавая факт, что бренд может создавать конкурентные преимущества, генерировать какие-то экономические выгоды, я всё-таки хочу сказать, что не всегда бренд – это основной критерий выбора партнёра, особенно на рынке оценки и особенно сегодня.
И это не только моё убеждение. Несколько лет назад Министерство экономического развития провело исследование, был задан вопрос: «В соответствии с какими критериями вы выбираете партнёра на рынке оценки?». Опрос показал, что бренд – это критерий, который стоит в конце списка. Основные критерии: мобильность, технологии, качество продукта, сроки, команда, сам подход к процессу и только потом уже бренд.
Говоря о нашей компании, как мы стали такими, какие мы есть. Во-первых, мы давно занимаемся тем, чем мы занимаемся. И, мне кажется, мало, кто так хорошо знает свою сферу, как знаем её мы.
С теми компаниями, которые сегодня являются нашими клиентами, это крупнейшие компании, лидеры отрасли, мы начинали работать давным-давно. И со многими из них мы начинали работать, когда они были не тем бизнесом, которым они являются сегодня.
Мы ради клиентов готовы на всё, мы знаем своих клиентов, мы их ценим, пытаемся никогда их не подводить, и они отвечают нам взаимностью.
Мне приятно, что у нас много клиентов, которые развивались вместе с нами, которые создавали стоимость своего бизнеса вместе с нами. И сегодня мы гордимся тем, что прошли годы, рос бизнес, росли люди в бизнесе, но компании, которые были с нами 10 лет назад, с нами до сих пор.
А помните своего первого крупного, значимого клиента? Как получилось получить контракт?
Это было несложно. Когда я начинала этот бизнес, у меня уже были клиенты, были люди, которые знали меня и работали со мной.
Один из первых контрактов – корпорация Оборонпром. Сегодня это крупнейший холдинг, тогда это была сравнительно небольшая компания, которая состояла из 2-х бизнесов. Мы с ними вместе начинали консолидацию бизнеса, прошли, как признаёт руководство, огонь, воду и медные трубы. И сегодня они являются одним из основных и любимых наших клиентов.
А как пришла идея, решение создать свой бизнес?
Когда сформировался портфель клиентов, которые хотели работать со мной, звонили мне, я подумала, почему бы не вести эту деятельность от лица компании, которая была бы моей.
Всегда для какого-то события нужно несколько факторов. Один из моих несостоявшихся партнёров предложил мне совместный бизнес, потом случилось так, что он от этой идеи отказался, и фактически я оказалась одна.
Можно сказать, что оценка – это несколько конфликтный бизнес, не было страха вести бизнес самостоятельно? Ведь проще быть наёмным сотрудником…
Сейчас, имея такой опыт ведения бизнеса, я не уверена, что бизнес – это лучший путь, по сравнению со статусом наёмного сотрудника.
Для меня бизнес – это, прежде всего, большая социальная ответственность. Ответственность перед людьми, которые являются командой. Я не могу их подвести. Тягость социальной ответственности – это самое тяжёлое в бизнесе, что я сейчас вспоминаю.
А что помогало и помогает?
Помогало понимание, что есть активы, которые могут работать в этом бизнесе, есть конкурентные преимущества, был портфель клиентов.
У меня была возможность создать команду, какую я хотела, выращивать её, учить. У меня были клиенты, которые меня поддерживали. Но и я сама пришла в бизнес не выпускником ВУЗа, у меня был большой опыт работы, была набита рука. Я знала, как это делать, как организован рынок, у меня были международные номинации, которые до сих пор являются очень ценными на этом рынке.
Вопрос к Вам как к работодателю и как к преподавателю Финансового университета. Как на этой рынке обстоят дела со специалистами?
Несмотря на то, что на рынке много людей с профильным образованием, по-прежнему мало специалистов, которые чувствуют то, что они делают, которые свободно владеют методологией.
Поэтому, говоря о конкурентных преимуществах, наша команда – это действительно школа, команда, которая выращена. И я очень дорожу людьми, которые со мной в бизнесе, таких специалистов действительно мало.
Что считаете ещё конкурентными преимуществами?
Говоря о таком рынке как госзаказ, оценка государственного имущества, которая является обязательной, нельзя не сказать, что у нас есть опыт положительного согласования наших отчётов в Росимуществе. Это тоже является конкурентным преимуществом.
Сегодня такая негативная, с моей точки зрения, тенденция, которая мне не нравится – это сопровождение отчёта об оценке и экспертизе саморегулируемой организацией. Но, тем не менее, говоря о наших конкурентных преимуществах, нельзя не сказать, что любой наш отчёт получает положительную экспертизу, если это требуется нашему заказчику по каким-либо причинам. Это тоже существенное конкурентное преимущество.
Для вас как для компании имеет значение принадлежность компании клиента к какой-то отрасли, размер бизнеса заказчика, какие-то специфические критерии? Или, грубо говоря, все равно, с кем работать?
Мне не хочется говорить, что мне всё равно, с кем мы работаем. Для нас это важно. Но в то же время ни отраслевая принадлежность, ни размер бизнеса для нас не имеют значения.
Что из услуг пользуется большим спросом, что для вас более маржинальные, доходные сферы?
Оценка жилой недвижимости – направление бизнеса, которое характеризуется достаточно высокой рентабельностью. Если говорить о структуре портфеля заказов в нашем корпоративном блоке, то сегодня это оценка бизнеса, долей, капитала.
И сегодня, что для меня очень приятно и важно, у нас работают такие люди, для которых зарплата и бонусы являются не единственным, не основным стимулом. Нам нужно и важно, чтобы в бизнесе были интересные проекты.
Хочу назвать такую комплексную услугу как сопровождение инвестиций, которая включает в себя и оценку активов, и составление бизнес-плана, и проведение финансово-технического аудита.
Что является целью в бизнесе, к чему стремитесь? Какая планка на сегодня?
Конечно, важно, чтобы бизнес был рентабельным. Рентабельность сегодня, наверное, 15%. Я готова это признать и поэтому говорю с таким сожалением о рынке, который был 10-15 лет назад.
Ты понимаешь, что рентабельность ниже, чем была, но приятно, что она в любом случае есть. Потому что многие коллеги по цеху сокращают персонал, жалуются на отсутствие проектов, а наш бизнес даже после кризиса 2009 года характеризовался ростом объёмов. И мы не заметили, что вся экономика находилась под гнётом этого финансового кризиса.
И для меня и для команды важно понимание, что мы делаем то, что кому-то нужно. Важно, что развиваются сотрудники, что развивается бизнес.
Я очень люблю, когда появляются проекты, за которые сначала ты не знаешь, как взяться. Это проекты-вызовы. Сложные проекты, для выполнения которых тебе нужен не только твой опыт, нужны консультации специалистов других отраслей. И ты понимаешь, что ты делаешь сложный проект, что люди развиваются, и в конечном итоге это кому-то нужно.