Татьяна Маркова, совладелец, генеральный директор Онлайн Академии английского языка
Вы открыли Онлайн Академию английского языка в 2011 году. Это был ваш первый бизнес. Если не секрет, сколько Вам было лет на тот момент, и как пришла идея открыть свой бизнес?
На тот момент, когда я открыла свой бизнес (вместе с моим партнером) мне было 23 года.
Всегда стояли какие-то свои цели, хотелось чего-то большего, не останавливаться на месте. Кроме того, я видела конкретную проблему, требующую решения, – незнание людьми английского языка. И я не видела на рынке качественных решений.
Не было компаний, к которым я могла бы присоединиться и работать над улучшением услуг. Поэтому появилась идея своего бизнеса – работать с конкретной целевой аудиторией в конкретной нише.
Где взяли первые деньги, как было построено финансирование проекта?
Поначалу, да и дальше мы развивались и развиваемся на свои деньги. Я считаю, что это правильный ход развития. Когда компания предоставляет качественный продукт, и он ценен для клиентов, они готовы платить и рекомендуют тебя, твой продукт. Клиентская база постоянно пополняется, таким образом, компания развивается сама по себе. Саморазвивается, можно так сказать.
В начале были небольшие займы, но в большей степени их предоставляли наши же клиенты. Изначально было определенное количество людей, которые жили в разных городах, и просто хотели выучить английский. Они видели, что у нас есть потенциал, и помогали нам в нашем становлении. Сейчас это одни из самых ценных наших клиентов, потому что они с самого начала верили в нас и поддержали.
Если немного поговорить о рынке. Вы сказали, что в России существует проблема незнания английского языка. Как вы оцениваете конкуренцию на рынке: высокая, средняя, низкая. С чем вам приходится сталкиваться?
Если заглянуть в тот же интернет или просто посмотреть по сторонам, то предложений обучения английскому языку – тысячи. Можно даже сказать – миллионы, очень большое разнообразие. С другой стороны, нет какого-то четкого позиционирования на рынке. Никто не работает с какой-то конкретной целевой аудиторией, не предлагает что-то ценное для конкретного сектора. И по существу никто не гарантирует результат.
Мы работаем с очень конкретной целевой аудиторией – это успешные люди, в основном предприниматели.
Есть определенные вещи, которые ценны для них, которые мы можем им дать, чтобы они быстро получили результат. И такие вещи они не получат нигде, кроме как у нас.
Могу смело сказать, что конкурентов в нашем сегменте я не вижу.
Когда вы делаете мониторинг рынка, вы рассматриваете только онлайн ресурсы или вы смотрите на рынок более глобально (любые языковые курсы и частные преподаватели)?
Мы рассматриваем весь рынок целиком. У нас клиенты со всего СНГ, и у них всегда есть возможность либо найти курсы близко от дома, либо найти какого-то хорошего репетитора, либо найти дистанционный курс, за которым стоит бренд.
В России существуют разные стереотипы. Вы выбрали дистанционный способ обучения. Не думаете, что с одной стороны, это плюс, а с другой – некий минус?
Ответ кроется в двух вещах. Первый момент, мы создавали нашу систему обучения под конкретную целевую аудиторию. Это те люди, которые много перемещаются, у них постоянные командировки, непредсказуемый график, они заняты, и им нужен быстрый результат. Онлайн форма обучения для нашей целевой аудитории является самым ярким ответом на их запрос.
И второй момент, когда мы начинали в 2011 году, безусловно, рынок не в той степени был готов к дистанционной форме обучения, в которой он готов сейчас. Тогда мы продвигали идею того, что это реально, дает результат, и нет большой разницы между физическим контактом с преподавателем.
Сейчас люди уже целенаправленно ищут дистанционные форматы обучения. Они уже доказали свою эффективность. У клиентов появился определенный положительный опыт такой формы обучения.
Что касается нашей компании и наших услуг, то у нас человеческий фактор включен по максимуму в любом случае. У нас не та форма обучения, где человек предоставлен сам себе.
По вашей оценке, при таком формате обучения качество образования не страдает?
Мой опыт показывает, что на качество получаемых знаний дистанционный формат не влияет. К примеру, клиенту может неожиданно позвонить носитель языка, чтобы поговорить. То есть общение сохраняется.
В большей степени к нам приходят учить английский те люди, которые используют английский в повседневной жизни. Поэтому в процессе обучения мы стараемся обеспечивать нашим ученикам живую практику – создавать какие-то реальные ситуации, с которыми клиент встречается в жизни.
И вопрос стоимости. Из-за того, что услуга предоставляется онлайн, она дешевле?
Если бы мы предоставляли курс стационарно в учебных классах, предоставляли бы все материалы в печатном виде, то естественно стоимость обучения была бы выше, потому что плюсом шли бы накладные расходы (аренда, изготовление материалов для занятий и т.д.).
Какое соотношение среди студентов корпоративных и частных клиентов?
Мы работает только с частными клиентами. Наше обучение «заточено» под занятых успешных людей, кому нужен быстрый результат, которые не готовы тратить время на процесс.
Если мы говорим про клиентский портфель, то 70-80% – это бизнесмены, предприниматели из разных регионов России и СНГ. И 20-30% – топ-менеджмент, телезвезды, актеры, люди с активным образом жизни.
Штаб-квартира компании находится в Санкт-Петербурге, это никаким образом не препятствует занятиям людей из других территорий России?
Абсолютно. Штаб-квартира – это административный офис, преподаватели, носители языка – у нас по всему миру.
Важно, что мы не являемся посредниками между преподавателями и клиентами. У нас своя авторская методика, которая полностью нами разработана. Мы берем ответственность за весь образовательный процесс.
Кто автор методики, и в чем ее уникальность?
Соавтором этой программы являюсь я. Обучением языку занимаюсь с 2003 года.
Любой язык – это определенный навык, что-то приобретаемое тренировками, упражнениями. Мы сравниваем это со спортом.
Мы разработали систему тренировок, начиная с самого простого уровня для тех людей, кто не учил английский или учил только в школе.
Провели анализ, увидели, что в традиционной системе обучения, которая работает в России, слишком много терминологии, теоретической информации, грамматики, которая в таком объеме не нужна людям в повседневной речи для общения, ведения переговоров.
Бывает человек приезжает за границу, знает какие-то грамматические правила, но не может элементарно попросить у официанта стакан воды. Если резюмировать, то мы сделали акцент на тренировках, убрав из обучающего материала всё лишнее.
А вы не думаете, что в таком случае вас могут обвинить в некой поверхностности?
Мы отталкиваемся от цели. Если бы я ставила перед собой задачу составлять академический курс для студентов лингвистического факультета – это одно дело. Если мы ставим задачу создать курс, чтобы человек с его языковым барьером смог быстро выйти хотя бы на разговорный уровень, то эта задача решается абсолютно по-другому.
Задачу, которую мы ставим, — сделать человека самостоятельным в языке. Мы не ставим задачу, чтобы он учился у нас постоянно, сделать из этого вечный процесс.
Перед началом курса с каждым человеком мы проводим индивидуальную консультацию – смотрим, зачем ему вообще английский, где человек будет применять язык. Исходя из этого, мы обозначаем определенные сроки обучения. Это может быть 3-4 месяца или год.
В России есть ложное представление о том, что английский – очень сложный, и его долго учить. В действительности это не так, по легкости обучения и структуре языка он второй после итальянского.
Цель нашей компании поднять имидж русскоговорящих людей в глазах международного сообщества и дать людям возможность общаться со всем миром на одном языке.