С чего начиналась Детская редакция WBCMedia, как воспитать в ребенке традиционные ценности, и почему взрослые разучились говорить с детьми, об этом и не только – рассказывает основатель и генеральный продюсер Ольга Трубачева.
Ольга, ваш проект Детская редакция – необычный формат для медиа. Как появилась идея?
Все началось с MVP (ред. тестовая версия продукта). В 2021 году к 23 февраля мы хотели сделать какой-то интересный праздничный спецпроект. Оригинальный, не просто интервью с успешными мужчинами или рейтинг холостяков. Как мы говорим в редакции WBCMedia – надо что-то придумать… И появился спецпроект «Отцы и дети», где сыновья берут интервью у своих пап. У нас были (и остаются) теплые дружеские отношения с Ириной Леонтьевой, основательницей бизнес-школы KidsDev. Мы обратились к Ире за помощью в поиске талантливых ребят, которые обучаются основам бизнеса, и могли бы принять участие в таком проекте. Она предложила несколько семей, и мы довольно быстро сняли первые выпуски.
Естественно, была большая предварительная подготовка: вместе с ребятами мы составляли вопросы, продумывали возможные ответы, обсуждали разные семейные истории, тренировались работать с камерой, занимались техникой речи и т.д.
И обратная связь от взрослых, которые приняли участие, и которые смотрели выпуски и делились впечатлением, превзошла наши ожидания – она была очень живой, искренней. Мы поняли, что этот контент интересен и полезен! Такого нет на рынке. Он уникален своей искренностью, полезностью и эмоциональностью.
На вопрос взрослым, в чем для вас основная ценность диалога/интервью с детьми, я услышала несколько важных аргументов, которые и являются основой нашей концепции как СМИ.
Во-первых, ты общаешься с молодым поколением и передаешь свои принципы, знания, опыт. В повседневной жизни не так часто мы садимся напротив ребенка для того, чтобы обсудить какие-то концептуальные вопросы. Не спросить, как дела в школе, а в целом поговорить о жизни, о бизнесе, рассказать истории побед и ошибок, как устроены те или иные процессы.
Второй аргумент – ребенку не соврешь, это разговор максимально честный и искренний. Какие бы «взрослые», осознанные вопросы не задавали ребята, все равно им присуща детская непосредственность, живой ум, незашоренный взгляд. Ребенок может спросить (и это реальный кейс одного из наших интервью): вы работаете по 12-14 часов в сутки, а зачем столько работать? Вопросы детей – простые, но при этом глубокие, и отвечать на них оказывается непросто, но интересно.
В-третьих, у взрослых появляется уникальная возможность поразмышлять, повзаимодействовать, рассказать о важном и получить обратную связь, а значит, лучше понять новое поколение. Так мы создали новый необычный формат: разговор детей со взрослыми, полезный обеим сторонам.
И если сначала мы делали только студийные интервью, то со временем стали участвовать в больших мероприятиях, таких как Startup Village в Сколково, Петербургский Международный Экономический Форум, ИННОПРОМ в Екатеринбурге. Ребята стали снимать репортажи на разных событиях, которые проходят в Москве, делать интервью на различные темы с предпринимателями, представителями больших корпораций и госструктур. Мы поняли, что у нас формируется настоящая детская редакция. И уже в этом году появилось новое самостоятельное средство массовой информации, которое мы, недолго думая, так и назвали «Детская редакция». Это словосочетание полностью отражает концепт. Со временем у Детской редакции появилась и собственная медиашкола, но это уже другая, хоть и тесно связанная, история.
А для детей что такое Детская редакция?
Во-первых, это развитие, которое происходит нативно, увлеченно, в удовольствие, с бонусом – растет самооценка. Дети развиваются, когда готовятся к интервью, репортажам, стендапам. Это обучение коммуникациям, развитие креативного мышления и творчество.
Во-вторых, это безусловно познание через погружение в новые среды (предпринимательство, национальные производства, финансы, образование, профессии, технологии, развитие городов и т.д.). Хочу здесь подчеркнуть, что через погружение, не обучение.
В-третьих, это профориентация. Записывая интервью с представителями разных компаний, мы знакомимся с разными профессиями, производствами, сферами экономики. Например, взять историю одной из компаний, которая производит удобрения (они были гостями на интервью). Нашей ведущей 12-ти лет нужно было разобраться, что такое удобрения, где они используется, из чего производятся. А потом еще правильно задать вопросы, чтобы это стало понятно зрителю. Или, например, ребята на форуме брали интервью у губернаторов. Для начала им предстояло разобраться, кто такой губернатор, за что он отвечает, вообще сколько регионов в России, где они находятся, и чем отличаются. Я называю это познанием окружающего мира, погружением в жизнь. Ребенок узнает, как устроен мир, у него формируются базовые ценности.
Кто делает Детскую редакцию понятно. А кто целевая аудитория контента?
И дети (школьники, молодежь), и взрослые. Поскольку концепт основан на взаимодействии ребенка и взрослого, то и готовый/эфирный контент получается для совместного потребления. Что, я считаю, тоже уникальным и ценным. Это и совместное времяпрепровождение и возможность обсуждения просмотренного.
Для взрослых – это еще и возможность как бы сверить часы: что интересно молодёжи, что непонятно, как передать те или иные ценности, знания. А для детей это контент, во-первых, познавательный, а во-вторых, необычный.
Сделаю небольшую ремарку. Поскольку Детская редакция – это изначально продукт/проект WBCMedia, а мы специализируемся на предпринимательском деловом контенте, то определённый фокус Детской редакции сделан именно на бизнес-тематику. У нас нет задачи воспитывать (и из зрителей, и из ведущих) предпринимателей, но тема предпринимательства прослеживается.
Я предпринимаю для того, чтобы добиться результатов: хорошо учиться в школе, быть успешным в спорте, уметь договориться о чём-то с родителями, уметь достигать своей цели. Это всё про предпринимательство, про активную позицию.
А есть задача патриотического воспитания?
Если по классике жанра, то у нас как у СМИ есть несколько задач, в том числе, информационная и просветительская. Но мы все прекрасно знаем, что никому не интересна назидательная информация.
Наш подход – исследование. Например, когда мы обсуждаем, какие есть в России национальные производители, в каких технологиях или сферах наша страна преуспела, как тот или иной предприниматель стал успешным, в эти моменты у ребят создается/формируется некая собственная информационная база и параллельно появляется уважение к производствам, профессионалам, стране.
Повторюсь, важно, что дети сами узнают, сами рассказывают, и у зрителей это вызывает и интерес, и доверие. К примеру, мы целой группой детей из 6 человек снимали большой репортаж на фабрике мороженного в Кореновске, где производится то самое знаменитое мороженое «Коровка из Кореновска». Ребята ходили по производству, смотрели, распрашивали технологов: из чего, в какой последовательности производится мороженное, какие вкусы бывают, какое используется оборудование, как его упаковывают, как перевозят, что в нем полезного и т.д. Было столько впечатлений, море новой информации, дегустации… Как вы думаете – такое можно забыть? И таких историй будет больше, становится проще договариваться с компаниями о партнерстве.
Что самое сложное в работе с детьми? И насколько это большая ответственность – посадить ребенка в кадр с высокопоставленным спикером, отправить снимать репортаж на событие федерального масштаба?
Недавно мама нашей ученицы-ведущей Детской редакции прислала мне фотографию, где я стою довольная, наблюдаю, как ее дочь берет интервью у одного из руководителей крупной компании. И я вспомнила, когда мы начинали, делали первые выпуски Детской редакции, то у всей команды: у меня, у продюсеров, у операторов, ладошки потели. Безусловно, мы переживали за ребят. Мы чувствовали ответственность за ребенка, чтобы у него все получилось, за гостя – чтобы он смог общаться с юным интервьюером, и за результат, чтобы это было интересно смотреть.
С опытом, как в любом деле, появилась четкая методика, выработались подходы. Стало проще, но это не означает, что пропала ответственность. Каждый раз – новый интерес, новый вызов! Когда в Детскую редакцию приходят новые ребята, я рассказываю им про основные принципы, которые у нас работают. И один из них — это получать удовольствие в процессе. Важно, чтобы и детям, и взрослым, и команде, и гостям, и зрителям было интересно и увлекательно. Получается такая увлекательная история про жизнь.
Напоследок важный вопрос – как попасть в Детскую редакцию? И она работает только в Москве?
Пока работает в Москве, и в основном ребята из Москвы. Но мы начали проводить media-weekend в других городах, планируем расширять географию, ищем партнеров. Это тоже процесс. А чтобы попасть в Детскую редакцию, нужно оставить заявку на канале: ДетскаяРедакция.рф.