Ольга Чернокоз, политолог, основатель медиахолдинга «Регионы России»
На этой неделе президент России объявил для многих долгожданное решение — введение прогрессивной налоговой шкалы, так называемого «налога на богатых». С 1 января 2021 года НДФЛ для людей, чей доход выше 5 миллионов рублей в год, повысится с 13% до 15%.
Во многих странах существует именно прогрессивное налогообложение, и это позитивно воспринимается обществом как справедливое распределение ресурсов. В России же до сих пор была плоская шкала – единый налог на доходы физических лиц в размере 13%. И считается, что это было весьма полезно, так как позволило наполнить бюджет страны. Вопрос – избавились ли мы от «серых» зарплат, скорее, остался риторическим.
Но надо сказать, что опыт уплаты прогрессивного налога у России тоже есть – с 1991 г. по 2001 г. у нас действовала прогрессивная шкала НДФЛ. Кстати, впервые закон «О государственном подоходном налоге» был подписан в 1916 году при Николае II. Налог был прогрессивным, в пересчете он составляет 7-12%, отдельные категории граждан имели льготы по уплате, кроме того, существовал необлагаемый прожиточный минимум.
Прогрессивная шкала в том виде, в котором она предлагается сейчас, — мера весьма скромная и мало, что меняющая. Для реально богатых людей разница невелика. А для среднего класса рост налога может оказаться существенным. Отдельный вопрос – как много людей это изменение вообще затронет? Нет официальной статистики, позволяющей оценить, сколько людей в России начнут платить 15% вместо 13%.
В ряде стран существует многоступенчатая шкала налогообложения – такой прогрессивный налог позволяет вовсе не платить НДФЛ людям с низким доходом.
При этом надо сказать, что ставка НДФЛ в России – одна из самых низких в мире. Например, в Китае платят 5-45%; в Германии — 14-45%; в США — 15-35%; в Италии — 23-43%.
В России же решение о существенном повышении налога для богатых может быть принято лишь в случае существенного дефицита бюджета и падения электорального рейтинга.
Пока же изменения выглядят, скорее, как игра в справедливость, где под видом нового «честного налогообложения» решили «раскулачить» тех, кто живёт чуть лучше большинства.
Намерение направить дополнительные налоговые отчисления на лечение детей с редкими заболеваниями кажется гуманным. Но вот вопрос – за 20 лет мы не смогли как-то по-другому решить эту проблему?
Пока всё выглядит как спонтанное, промежуточное и малоэффективное решение, уж точно не ускоряющее развитие российской экономики и общества.