JavaScript отключен. Страница может работать с ошибками.
Пожалуйста, включите JavaScript
Что выигрывает водитель, пересаживаясь с автомобиля на электрокар?
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |

Что выигрывает водитель, пересаживаясь с автомобиля на электрокар?

от Анастасия

О преимуществах электромобилей и развитии этой сферы в России говорят:
Александр Буянов, руководитель РОЛЬФ Электро Ясенево
Олег Алексеенков, генеральный директор ПАО ЕвроТранс

— Насколько сильно в России вырастет утилизационный сбор в 2025 году?
— Почему последовательные гибриды остаются наиболее популярными в мире? 
— На что стоит обратить внимание при покупке электромобиля?
— Какие льготы есть у владельцев электрокаров в столице?
— Как правильно заряжать электрическую машину?

Какие тренды можно отметить в продажах электромобилей в России?

Рост продаж электромобилей наблюдается стабильно с 2019 года. Тогда на территории Российской Федерации было зарегистрировано порядка двух тысяч электромобилей. На начало 2024 года парк электромобилей страны составляет более 40 тысяч. Мы видим 20-кратный рост за последние годы.

Если посмотрим статистику продаж электромобилей за первую половину 2024 года, то было реализовано порядка 11,5 тысяч электромобилей. Это в два раза больше, чем за такой же период в 2023 году.

На начало 2024 года в Москве было зарегистрировано порядка 10 тысяч электромобилей, и это четверть всего парка электромобилей Российской Федерации.

Если такая тенденция сохранится, то к 2030 году электромобилей станет значительно больше. Можно ли строить такие амбициозные планы?

Тенденция сохранится, но, наверное, взрывного роста не предвидится. По нескольким причинам. Основной фактор – это увеличение утилизационного сбора.

С 1 января 2025 года утилизационный сбор на электромобили составит 667 тысяч рублей, вместо 34 тысяч рублей.

Еще один важный фактор – стоимость электромобилей. Среди недорогих электромобилей, с учетом государственной субсидии, можно рассмотреть бренды EVOLUTE и Москвич, которые собираются в России. EVOLUTE можно приобрести за 1,5 миллиона рублей.

Электрокары какого производства сегодня предпочитают клиенты?

Лидирующую позицию в статистике продаж занимает китайский бренд Zeekr. Следом за ним идет бренд LiXiang. Это последовательные гибриды. А если мы говорим про российские марки, то EVOLUTE и Москвич – основные электромобили, которые сейчас продаются.

Какие конкурентные преимущества есть у EVOLUTE и Москвича?

Если продолжит действовать программа поддержки от государства в виде государственной субсидии на машины, собираемые на территории Российской Федерации, то основное конкурентное преимущество – их стоимость. В то же время Zeekr будет стоить 3,5 — 4 миллиона рублей.

Расскажите про гибридные машины.

Сейчас в тренде так называемый последовательный гибрид. Бензиновый двигатель, который находится на борту гибридного автомобиля, служит как генератор для зарядки аккумуляторной батареи. Данный тип силовой установки позволяет сохранить плюсы электромобиля, в частности, отклик на педаль. Но при этом владелец не привязан к зарядной станции, машина может продолжать движение, пока в баке есть топливо.

Водители предпочитают гибриды больше, чем классические электромобили?

Да, это статистика не только российских, но и мировых продаж.  

На что обращает внимание клиент, который покупает электромобиль? 

На запас хода и скорость зарядки электромобиля. Будущий владелец электромобиля также должен четко понимать, где он будет заряжать электромобиль.  

Обращают ли внимание клиенты на то, какую мощность при зарядке готов принять автомобиль?

Да, здесь важно понимать, что не все электромобили готовы принять 100-150 кВт/ч, которые дает зарядная станция.

Есть ли данные о том, как чаще покупают электромобили: в кредит или за наличные?

Охват кредитных сделок снизился за последние три месяца на 10-15%. В основном это связано с ростом кредитной ставки и с увеличением доли отказов со стороны банков.

Если мы говорим про клиентов, покупающих электромобили, особенно, в московском регионе, то по большей части это покупка эмоциональная, и электрокар – не единственная машина, люди могут позволить себе приобретение автомобиля за наличный расчет, возможно, с трейд-ин.

Бывает ли так, что клиент, купивший электромобиль, расстраивается и заявляет, что его ожидания не оправдались?

Не припомню таких случаев. Мы всегда стараемся максимально полно донести информацию и рассказать про все моменты, которые могут возникнуть в ходе эксплуатации электромобиля. Из своей практики могу сказать, что набирает популярность ситуация, когда клиенты возвращаются к нам и меняют старый электромобиль на новый.

Что думаете об электрозарядной инфраструктуре, насколько это мешает развитию продаж?

На начало 2024 года в московском регионе было 240 зарядных станций. Всего в России – 7 — 7,5 тысяч.

В московском регионе инфраструктура электрозарядных станций хорошо развита, и продолжает развиваться. Зарядить электромобиль сейчас можно практически в любом районе Москвы, как на быстрой, так и на медленной зарядке. Но, конечно, в более отдаленных регионах это направление нужно развивать.

Какие льготы получает собственник электромобиля?

Самое актуальное – отсутствие необходимости оплаты парковки в столице. Это большая экономия, особенно в центре Москвы, учитывая рост тарифов на парковку. Второе – это отсутствие транспортного налога на электромобили. И третье – до конца 2024 года действует бесплатный проезд по большинству платных дорог. Возможно, эта программа будет продлена.

У владельца электрокара есть три варианта зарядки своей машины. Первый – заряжать дома. Второй – использовать медленные зарядки, когда он находится на работе или приехал на 3-4 часа в торговый центр. И есть третий вариант зарядки – это быстрая электрозарядная инфраструктура. Как вам кажется, чем пользуются чаще?

У многих наших клиентов есть частные дома, и там они устанавливают зарядную станцию. Здесь важно отметить, что большинство китайских электромобилей принимают не более 7 или 11 кВт. Даже если медленная зарядка выдает 60 кВт, то больше 11 кВт машина не примет. Это зависит от инвертора в автомобиле.

Для развития инфраструктуры и роста продаж электромобилей нужны быстрые зарядные станции, чтобы человек мог за 30-40 минут полностью зарядить свой автомобиль.

Тема быстрой электрозарядки должна развиваться, чтобы можно было зарядить аккумулятор за 15 минут. Уже появились колонки мощностью 180 кВт и выше. Автопроизводители, насколько готовы к такому развитию, насколько машины способны эту мощность принимать?

В среднем, машина максимум может принять100-120 кВт. Все зависит от напряжения бортовой сети. Уже появляются автомобили с 800-вольтовой бортовой сетью, они могут принимать и больше 200 кВт.

Нужно дать время производителям, чтобы наладить выпуск таких автомобилей, потому что такие технологии сейчас стоят дорого. Электромобили сегодня и так недешевые, а если смогут принимать такую быструю зарядку, то будут стоить еще дороже.

Стоимость одного кВт/ч на зарядке колеблется в районе 20 рублей. Но ведь можно и бесплатно зарядиться дома. Слышали ли вы такие отзывы?

Конечно, такой вопрос у клиентов возникает. Давайте считать.

Если мы даже берем цену за 1 кВт/ч 20 рублей, то полная зарядка Zeekr будет стоить две тысячи рублей. С учетом стоимости 95-го бензина это выходит дешевле, чем залить полный бак жидкого топлива.

Кроме того, у электромобилей практически отсутствует регламентное ТО, там нечего менять, нет масла, фильтров, свечей.

С какими сложностями сталкиваются люди, когда приезжают на медленную зарядку?

Первый момент – владельцы автомобилей с ДВС часто паркуются на месте зарядных станций. Второе – не всегда машина принимает зарядку. В этом случае нужно позвонить в службу техподдержки зарядной станции, дистанционно оператор прошивает машину, чтобы она могла принимать заряд.

Бывает и так, что не подходят разъемы для зарядки.

В приложении заранее можно выяснить тип определенной зарядной станции, и зарезервировать необходимый коннектор. Во-вторых, есть переходники.

Как подобная инфраструктура развивается в других регионах? И каковы перспективы?

Многое зависит от государства, будет ли оно субсидировать регионы для установки зарядных станций. Если мы говорим о развитии инфраструктуры, можно отметить Санкт-Петербург, там много зарядных станций, электромобиль можно эксплуатировать без проблем. Отмечу Приморский край, там очень развита продажа электромобилей, Львиная доля принадлежит японскому Nissan Leaf. Но в то же время в этом регионе не очень развитая инфраструктура.

Можете ли вы прокомментировать возможную нехватку мощностей с развитием электротранспорта?

Думаю, что в ближайшей перспективе мы с такой проблемой не столкнемся. Сейчас весь автопарк России – 46 миллионов автомобилей, и только 40 тысяч из них – электромобили. Это меньше 0,1%. Наверное, Правительство страны имеет в виду возможную нехватку мощностей, и предпримет какие-то шаги.

Что можете сказать про Краснодарский край, насколько там активно развивается электрозарядная инфраструктура?

Электрозарядная инфраструктура, продажа электромобилей там развиваются. Мягкий климат Краснодарского края хорош для эксплуатации электромобилей.

Электромобиль в холодную погоду может терять примерно до 50% запаса хода. Это связано с тем, что машине необходимо прогреть батарею, салон, включить разные отопительные опции.

Но важно понимать, что по городу человек не проезжает больше 50-100 километров. А электромобиль, даже если у него уменьшился в два раза запас хода, проедет 200-250 километров.

Считается, что наиболее эффективно машина принимает мощности при зарядке батареи примерно от 20 до 80%. Так ли это?

Батареи электромобилей лучше держать в диапазоне от 20 до 80% заряда, тем самым продляя срок службы. От 0 до 20% – время зарядки будет долгим, потому что батарея должна начать принимать заряд. То же самое касается остаточного заряда, от 80 до 100% – скорость зарядки будет падать.

Предстоит преодолеть стереотип, что электромобиль – это элемент красивой жизни, машина для развлечений, для города. Но если появится нормальная возможность передвигаться между городами на электромобилях, то, возможно, и продажи возрастут.

Уверен, что нужно выделять еще больше субсидий на установку электрозарядных станций. Хотя бы на основных трассах. Чтобы человек понимал, что в пути будет несколько мест, где можно зарядить аккумулятор.

Что делать, если батарея садится в самый неподходящий момент?

Придется вызвать эвакуатор, чтобы доехать до следующей зарядной станции. Есть и еще один вариант решения данной проблемы, но не во всех машинах он возможен. Дело в том, что некоторые электромобили, взятые на буксир, будут заряжаться за счет рекуперации.

Какие конкурентные преимущества имеет электромобиль по сравнению с машиной с двигателем внутреннего сгорания?

Это отсутствие транспортного налога, бесплатные парковки в московском регионе. Еще – бесплатный проезд по платным дорогам, надеемся, что его продлят после 1 января 2025 года. Среди преимуществ – стоимость содержания электромобиля, потому что он практически не подразумевает технического обслуживания. Также – возможность бесплатно заряжаться на медленных зарядных станциях и экономить затраты на топливо. И, конечно, непередаваемые ощущения от езды на электромобиле.

Смотрите также: