Борис Александров, основатель, президент компании «Ростагроэкспорт». Ушел из жизни 30 ноября 2020 года, в возрасте 73 лет.
— В чем сила именного бренда?
— Как начать бизнес с бидона сметаны и 20 лет удерживать лидерство?
— Трудно ли выстроить бизнес-структуру от производства до магазина? Об этом, а также о борьбе с надзорными органами, важности соблюдения ГОСТа, «нехватке мозгов» для развития предпринимательства в стране и способности вкалывать с утра до вечера.
Тайм-код:
- 00:21 Представление героя
- 00:45 Качества руководителя
- 01:40 Болеет за «Челси»
- 01:46 «У меня много книг о бизнесе. Около 3 тысяч экземпляров»
- 02:26 «Деньги – это удобно»
- 02:42 Признание ошибок и извинения
- 02:49 Про бизнес с друзьями
- 03:39 «Кем я хотел стать 65 лет назад не помню»
- 03:50 «Есть талантливые, жесткие женщины-бизнесмены, есть сопливые, безвольные мужчины-бизнесмены»
- 04:12 Пять слов, которые характеризуют жизнь Бориса Александрова
- 04:44 «Моя дочь хорошо ко мне относится и говорит: «Давай, папа, назовем твоим именем (творожные сырки)». Я сопротивлялся»
- 05:57 «(Именной) бренд характеризует качество»
- 07:14 «Жизнь бренда связана с именем владельца и поддерживается им на должном уровне, если он (владелец) себя уважает»
- 08:01 Начало бизнеса: «Нам говорят: «Вот вам бидон сметаны и бидон творога». А ровно через год весь Тульский комбинат работал на нас»
- 10:19 «Когда мы стали продавать большое количество, возник вопрос, а не производить ли самим»
- 10:45 «Мы выпускали творожную массу в стаканчиках. А изюма клали по ГОСТу. И все пошло хорошо»
- 12:17 «Я каждое утро обходил (на рынке) и видел молоко по три рубля, своим говорил: «Ставьте по 2.90»
- 13:40 «Белоруссия и Прибалтика перестали поставлять сырки (глазированные) образовалась дыра в 15 линий. Мы быстренько подсуетились»
- 14:52 «Лидерство (на рынке сырков) мы держим 20 лет. Многие известные марки пытались нас побить»
- 15:56 «В продуктах питания хороший продукт и не очень хороший – разница в 10, 20, 30 рублей не замечается. Люди готовы тратить, чтобы есть вкусные продукты»
- 16:47 «Когда ты знаешь, чем ты кормишь корову, то закваска работает всегда хорошо, поэтому у тебя всегда будет одинакового качества товар»
- 17:54 «Когда свой колхоз создавали, объездили около сорока ферм в разных странах»
- 18:44 Про мечту: «Я бьюсь с нашими родными санэпидстанциями разрешите нам делать (продукцию) не из пастеризованного молока»
- 20:02 «Свои магазины мы держим для того, чтобы тестировать товар»
- 20:47 «Цена товара с завода и цена товара в магазине – это примерно 100% наценки»
- 21:51 «Беда в том, что практически не стало нормальных торгашей»
- 22:34 Про развитие предпринимательства: «Средства то у нас есть, мозгов не хватает»
- 24:04 «Приходите ко мне, ребята, но предупреждаю – надо вкалывать с утра до вечера»
- 25:05 «Я бы с удовольствием послушал тех людей, которые что-то сделали, создали»
Какие обстоятельства привели вас в молочный бизнес?
Я очень люблю сладкое и пробовал им торговать. Мы с товарищами брали на фабрике «Ударница» кондитерские изделия и продавали их в одном из контейнеров на рынке в районе метро Юго-Западная в Москве.
Начало было неудачным — летом кондитерские изделия не идут, потому что люди покупают яблоки, фрукты. Тогда я и действующий директор нашего завода Валентина отправились на Таганский мясокомбинат. Приехали в обеденный перерыв и видим: у маленького магазинчика стоит большая очередь. В чём дело? Оказалось, что люди, которые заготавливали мясо для этого комбината, покупали в селе дешёвые сметану, творог и продавали рабочим.
Подумали: «Почему мы не можем?» — и отправились на Тульский молочный комбинат. Взяли с собой подарки: колбасу и десерты московские. Приезжаем рано утром — стоит очередь в две сотни человек. Дождались — подходит заведующая отделом сбыта. Говорит: «Нет, всё закончилось». Отвечаем: «Зря подарки везли? Возьмите». Она: «Ладно, вот вам один бидон сметаны и один — творога». Ровно через год весь Тульский комбинат работал на нас.
Мы закупили 20 линий по продаже сырков и стали однозначными лидерами на рынке сырков. И держим позиции уже 20 лет.
После стали производить сами, начали с творожной массы. И тут нам повезло. Мы выпускали продукт в прозрачных стаканчиках, а изюм, который входит в состав, добавляли по ГОСТу. У конкурентов в творожной массе изюма было гораздо меньше, поэтому наш товар брали лучше. Затем мы стали постепенно расширять ассортимент и производить другие молочные продукты.
А как появилась история с глазированными сырками?
На том рынке, где мы начинали, 12 контейнеров торговали молочными продуктами, несколько из них принадлежали нам. Каждое утро мы приходили к конкурентам и спрашивали, сколько стоит молоко, а после ставили цену чуть ниже. За 2-3 месяца игры на понижение мы вытеснили всех конкурентов и остались одни.
Тогда заметили, что хорошо покупают глазированные сырки. Решили организовать своё производство: сняли комнату в районе Тушино и начали делать продукцию. А в это время линии по продаже сырков были распространены так: 9 линий было в Белоруссии и 6 линий — в Прибалтике. Однако Прибалтика отказалась торговать с Россией, а с Белоруссией возникли проблемы — все линии оказались свободными. Тогда мы закупили 20 линий и стали однозначными лидерами на рынке сырков. И держим позиции уже 20 лет.
И ещё есть куда расти. Чего вы хотите достичь в среднесрочной перспективе: развить новые виды продукции, расширить производство, увеличить объём продаж?
Эффективность наших магазинов будет выше, если ими будут заведовать грамотные специалисты. Это будет выгодно не только для меня, но и для людей, потому что товар будет дешевле. Беда в том, хороших управляющих мало. В магазине надо работать 25 часов в сутки, чтобы все было нормально, чтобы знать запросы людей, разговаривать с ними.
Мы создали колхоз, у нас свои сырье и переработка, а также 20 магазинов. Мы держим их для того, чтобы тестировать товар. И хочется развивать это направление. Но вся проблема в том, что нет людей, которых я могу поставить заведовать магазинами.
Вы хотите сказать, что эффективность собственных магазинов будет выше для вас, если появятся сотрудники?
Она будет выше не только для меня, но и для людей, потому что товар будет дешевле. Беда в том, хороших управляющих мало. В магазине надо работать 25 часов в сутки, чтобы все было нормально, чтобы знать запросы людей, разговаривать с ними.
Помимо кадрового вопроса, что мешает развитию бизнеса?
Нужно менять отношение к предпринимателям — без них не будет богатой страны, поэтому нужно, чтобы облик бизнесменов был положительным. Я не видел ни одного успешного предпринимателя, который не вкалывал бы с утра до вечера. Эти люди не только хотят себе заработать, но и чтобы страна жила на достойном уровне.
Нередко предприниматели, которые многого достигли, не хотят делиться опытом, работать над предпринимательским имиджем. Как быть с решением этого вопроса?
Это взаимосвязанный процесс: если кто-то хочет научиться предпринимательству, я приглашаю. Единственное, я предупреждаю — работать нужно с утра до вечера. Тогда где-то через 3-5 лет вас будут очень любить женщины, потому что вы будете богатым, симпатичным и с машинами. Удачи!