Максим Панин, генеральный директор компании «Еламед»
Компания «Еламед» известна на рынке как производитель, продавец, поставщик медицинского оборудования для домашнего и для профессионального использования. Широкая линейка – более 100 наименований. Вы пришли в компанию в 2004 году, до этого компанию возглавлял Ваш отец, можно сказать, что отчасти это семейная традиция?
Отчасти, да, бесспорно. Но всё-таки это было не главное.
Главное было желание продолжить дело отца – улучшить и приумножить те результаты, которых он достиг. Они, бесспорно, неплохие.
Вы несколько лет работали исполнительным директором, в 2016 году стали генеральным. Какие основные направления развития Вы выделяете как приоритетные, чего хотите достичь?
Главная цель, которую я перед собой ставлю, – продолжить рост компании, заложенный ранее. За последние 5 лет мы выросли без малого втрое. Ставлю цель вырасти ещё в 2,5 раза, а то и больше, если получится.
За счёт чего такой рост?
Мы стали активно использовать возможности телевизионной рекламы, начали входить на спутниковое телевидение, на центральные каналы, прессу. До этого момента мы размещались только в региональных СМИ, и преимущественно, в печатных. Плюс появились новые изделия в ассортименте, которые тоже внесли свой вклад в этот рост. И доверие, которое мы формировали годами, в какой-то момент начало давать эффект.
Если мы поговорим о структуре вашего портфеля. Какие основные флагманские продукты завод производит, и покупатели приобретают, прежде всего?
Основной продукт – это магнитотерапевтический аппарат «Алмаг», который можно применять как дома, так и в больницах, санаториях и других учреждениях. Второе направление – группа товаров для теплотерапии. Третье – ёмкости для предстерилизационной очистки инструментов. Четвёртое направление – мебель.
Если говорить о том, какой из сегментов потребителей имеет наибольший вес, и для вас принципиален в доходах – это B2B или B2C?
Нам трудно разделить эти сегменты, поскольку основная группа продуктов по объёмам продаж – продукты для населения. Но они идут всё равно через сеть посредников.
Насколько сложно, и как ситуация меняется со временем, убеждать крупные медицинские организации осуществлять закупки у вас? Как вы видите эту динамику и благодаря чему?
Со временем становится проще. Прежде всего, известность, доверие, мы уже давно на рынке, многие нас знают.
По нашим подсчётам, чуть более 80% медицинских учреждений России используют нашу продукцию в том или ином объёме. Известность, бесспорно, играет свою роль, и чем дальше, тем больше.
Когда говорят о технике, оборудовании, всегда идёт речь о том, насколько в России прогрессивные технологии, и насколько это оборудование качественное, эффективное. Какими разработками пользуетесь вы, и какова вообще система контроля качества продукции?
Система контроля качества у нас европейская, ежегодно проходим аудит, причём привлекаем для этого немецких партнёров. Мы сертифицированы по ISO и имеем на ряд продуктов (на те, которые продаем за рубежом) метку CE. Это высший сертификат качества.
Что касается технологий. Предприятие имеет собственный научно-технический центр, где ведутся исследования, разработки новой продукции и техники.
Какие новые направления развития бизнеса Вы видите, кроме производства?
Мы постоянно занимаемся производством новой продукции, поскольку мы против копирования западных образцов. Инвестируем в собственные разработки, претендуем на эксклюзив.
Насколько большой спрос за рубежом на российскую продукцию?
Российская продукция воспринимается нейтрально, без восторга, но и без негатива. Проблема в том, что там не принято (в отличие от нас или азиатов) лечиться дома. Сам выход на рынок возможен только через врачей, пока врач не будет рекомендовать – продажи будут единичными.
Какие сложности работы вы ощущаете на российском рынке? Есть регионы, где вы представлены лучше, регионы, куда стремитесь?
Мы представлены во всех регионах. Правда, неравномерно. Где-то лучше, где-то хуже. В тех регионах, которые отстают – развиваем продажи.
Здоровье людей – это очень ответственно, поэтому наша сфера жёстко контролируется государством. В последние три года контроль ужесточился. Если раньше регистрация нового изделия занимала 3-4 месяца, то сейчас – год и более.
Изменилось ли что-то в работе предприятия в связи с тем, что в России активно развивается импортозамещение?
Мы начали осваивать новые для нас направления, но мы только в самом начале пути, это как раз по линии импортозамещения.
На рынке медицинского оборудования как вы оцениваете свою долю рынка в России?
На рынке в целом доля «Еламеда» составляет 1%. В сегменте физиотерапевтических аппаратов – 47%.
«Еламед» является градообразующим предприятием, что это означает для бизнеса?
Прежде всего, это дополнительная ответственность. Развитие города напрямую связано с развитием предприятия. И мы должны решать задачи, не специфичные для бизнеса.
Около 10 лет завод ведёт строительство многоквартирных жилых домов для своих сотрудников, которые приобретают жильё на выгодных условиях кредитования.
Чем вы мотивируете молодых специалистов работать у вас на предприятии?
Наша компания стабильно развивается, многие это ценят. Поскольку столкнулись на личном опыте с неблагонадёжным работодателем. К тому же, у нас за 4-5 лет молодой специалист может стать начальником отдела.
Как вы считаете, что для бизнеса (его эффективности) означает социальная ответственность?
На мой взгляд, это сказывается на эффективности. В краткосрочной перспективе нет, а в долгосрочной перспективе это даёт большие плюсы для эффективности бизнеса.
Когда ты заботишься о людях, они начинают относиться к работе по-другому, не все, конечно, но большинство.
Как вы относитесь к тезису, что на российских предприятиях низкая производительность труда?
Везде по-разному. У нас она выше средней, но нам есть к чему стремиться. Я вижу большой потенциал для производительности. Объёмы, на которые мы вышли, дают возможность рассматривать более производительные технологии, о которых раньше не могло идти и речи, поскольку они были не окупаемы.
А что касается продаж? Важно ещё хорошо продать. Российские предприятия не всегда славятся хорошим сервисом.
Над этим мы работаем постоянно.
У нас развивается консультационная служба. Если раньше речь шла о продажах, то сейчас мы развиваем собственный колл-центр, который отвечает на вопросы наших клиентов. Там есть медицинские работники – люди должны понимать, что они покупают и зачем.
Поскольку Вы пришли на предприятие давно и видели этапы развития, насколько оно изменилось?
До неузнаваемости, по сути, это уже другое предприятие, чем было в 80-м году, когда его создали. Территория та же, а всё остальное изменилось. Мы выросли по количеству персонала, по оборотам, по производственным площадям; изменился подход к сервису, технологии изменились, сокращаем ручной труд.
Мы будем значительно сокращать ручной труд. Сейчас его доля составляет порядка 50%. Я думаю, её можно сократить до 15-20%, вряд ли получится больше.
Но мы не говорим о сокращении персонала, поскольку загрузки людям хватает. Сейчас у нас присутствует кадровый дефицит, это поможет решить проблему.
Насколько рынок производства медицинского оборудования сформирован, насколько он состоявшийся в России?
Рынок не сформирован. Приходится подбирать специалистов с близкими знаниями и компетенциями и дообучать людей под наши задачи.
Очень часто мы приобретаем лечебные препараты иностранного производства, используется иностранное оборудование. Насколько российские предприятия могут стать реальными конкурентами иностранным?
Это всё зависит от предприятия. Всё реально. Мы недавно начали развивать рынок расходных материалов.
О чём Вы мечтаете как руководитель? Видите себя вне этого предприятия?
Наверное, уже нет. Если несколько лет назад я это ещё мог представить, то, став генеральным директором, уже нет. Быстро входит в привычку.
Если говорить глобально, то мечтаю, чтобы предприятие росло и развивалось. Если говорить о более приземлённых вещах, то хочу, чтобы вокруг меня сформировалась хорошая команда специалистов.