JavaScript отключен. Страница может работать с ошибками.
Пожалуйста, включите JavaScript
Трансформация образования. Подготовка кадров будущего. Главные тренды в условиях турбулентности и неопределенности
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |

Трансформация образования. Подготовка кадров будущего. Главные тренды в условиях турбулентности и неопределенности

от Анастасия

Тренды в подготовке кадров и развитии человеческого капитала обсудили 17 ноября 2023 года на традиционной конференции FСongress при поддержке Forbes Russia «Трансформация образования. Подготовка кадров будущего». Руководители ведущих учебных заведений России, ТОП-менеджеры, представители госкорпораций и институтов развития, кадровых и консалтинговых агентств, чиновники говорили о том, чему, как и когда нужно учить и учиться.

Юлия Черепанова генеральный директор Forbes Education:

В сфере образования было много изменений, много неопределенностей. Сейчас мы более-менее понимаем сложившуюся ситуацию и можем сделать какой-то прогноз. Мы обсуждаем, какие изменения происходят, какие должны происходить, а также соотносим позиции образования, власти, бизнеса и потребителей образовательных услуг, чтобы понять, куда должно двигаться образование.

У нас колоссальный дефицит кадров на всех уровнях. Не хватает и линейного персонала, и сотрудников среднего уровня, и ТОП-менеджеров. В этом смысле задача образования — работать именно со средним и высшим уровнем. И все чаще звучит идея о том, что нужно кардинально менять систему высшего образования.

Ольга Трубачева основатель, генеральный продюсер бизнес-канала WBCMedia:

Коллеги из Forbes берут всегда практические темы для обсуждения, привлекают точечных экспертов, которые разбираются в конкретном вопросе, которые работают в этой сфере и могут предложить какие-то изменения. Для развития бизнеса живая экспертная дискуссия очень ценна.

Сегодня Мария Ситковская поделилась аналитикой по развитию креативной индустрии. Рассказала, что этот сектор становится все более заметным и, следовательно, есть надежда на кардинальные перемены. Рост сектора говорит о том, что все больше людей хотят работать в креативной индустрии, а соответственно, все больший вклад креативная индустрия делает в реальный сектор экономики. Одно дело — создать продукт, а другое дело — этот продукт упаковать с точки зрения маркетинга, донести его до потребителя и продать. Это касается b2c и b2b рынка.

На конференции не раз звучало, что прогнозировать будущее становится сложнее. Характерная черта ближайшего десятилетия, по мнению социологов, тревожность и разнообразные кризисы, приходящие на смену друг другу. Как в таких условиях работодателю быть уверенным в развитии своего дела, в необходимом количестве кадров нужной квалификации? У бизнеса есть свои рецепты на этот счет.

Александр Ким ректор Московской школы управления СКОЛКОВО:

Бизнес взаимодействует с разными образовательными учреждениями. Иногда этот процесс начинается, можно сказать, с младенческого возраста. Мы знаем примеры корпоративных детских садов… Занимаются этим в школах, средних профессиональных учебных заведениях, ВУЗах и после получения высшего образования. Форматы разные. Это и создание совместных проектов, например, образовательных, когда нужны специалисты по какому-то направлению, целевые программы. Здесь и вопросы популяризации тех или иных профессий. Сегодня представители разных компаний говорили, что заинтересованы уже с младенчества привлекать к себе наиболее талантливых и одаренных ребят.   

Кризис высшего образования назрел. Будущие абитуриенты далеко не всегда знают, кем хотят быть, не понимают, почему они должны тратить годы своей жизни на изучение дисциплин и приобретение навыков, которые могут и не пригодиться.

Мария Ситковская директор университета креативных индустрий Universal University, директор МШК:

Для высшего образования надо поменять ФГОС, надо изменить требования к подготовке кадров в высшем образовании. Этим необходимо заниматься вместе с Министерством труда, Министерством образования, Министерством просвещения. Нужно выработать стандарты во всех сферах креативных индустрий. В британской или американской системе высшего образования человек отучившись в школе, какое-то время ищет себя, думает, кем действительно хочет стать, и только после этого делает выбор профессии. Затем он, например, три года учится, потом работает, и только потом идет в магистратуру. Магистратура нужна тогда, когда понимаешь, в какой области знаний хочешь углубить свою квалификацию. Соответственно, в нашей стране надо создавать всю образовательную вертикаль от детского сада до среднего образования и высшего образования.

Сергей Сысоев модельер член Ассоциации Высокой Моды и прет-а-порте России:

В создании продукта большое значение имеет именно ремесло, то есть возможность хорошей посадки костюма на фигуру, мастерство вышивальщиц, трикотажников и так далее. Есть много технических специалистов, которые заканчивают даже высшее учебное заведение, но, к сожалению, не видят себя в профессии. Могу сказать на примере Москвы… Если раньше существовали экспериментальная трикотажная фабрика, государственные дома моды, сейчас таких возможностей крайне мало. В основном, это небольшие закрытые мастерские, ателье, шоурумы. Там нет площадей, которые бы бизнесмен мог выделить практикантам. Мы нуждаемся в линейном персонале с самого начального уровня.

Николай Филатов генеральный директор, основатель и совладелец гостиничной компании ZONT Hotel Group:

У нас сейчас проблемы по всем фронтам, кадров не хватает и будет не хватать все больше. Приведу в пример Алтай. Там практически 90% персонала — это персонал, который приезжает из других регионов. Вот строится гостиница. Но не хватает дизайнеров, проектировщиков, архитекторов. Соответственно, растут цены, инвестиции увеличиваются, инвесторы хватаются за голову. Такой клубок проблем, который в ближайшие три года будет нарастать.

Сегодня постоянное обучение и саморазвитие – обязательная составляющая жизни не только отдельного человека, но и компаний, и системы образования. Учебные программы совершенствуются, появляются новые цифровые инструменты, обучение становится все более персонализированным. Потому тема трансформации образования не может рассматриваться как процесс, имеющий какой-то конкретный итог.

Сергей Мясоедов проректор РАНХиГС, директор ИБДА РАНХиГС, президент Российской ассоциации бизнес-образования:

У нас, как известно, всего три российские школы имели высшие международные аккредитации и входили в рейтинг Financial Times — самый высокий рейтинг для бизнес-школ мира. Мы 40-я программа Executive в мире, 12-я программа магистратуры, и 30-я бизнес-школа Европы. Остальные стоят рядышком. Это СКОЛКОВО и «Санкт-Петербургская школа бизнеса». Все три школы очень хорошие. В России есть еще около 20-ти хороших бизнес-школ, которые просто не успели пройти аккредитацию.

Программа, которую мы даем, популярная, это выжимка того, что нужно менеджерам, идущим вверх по карьерной лестнице. А Executive MBA – то, что нужно верхнему эшелону менеджеров, чтобы усовершенствовать стратегическое видение. Во всех серьезных бизнес-школах спрос на MBA не просто сохранился, а, наоборот, вырос в условиях турбулентности.

Смотрите также: