— Студенты каких специальностей изучают навыки будущего? И зачем?
— На какие факультеты самый большой конкурс?
— Зачем школьнику нужно знать о глобальных трендах (вроде «зеленой» экономики или исследованиях космоса)? Как это поможет определиться с профессией?
Марина Боровская, президент Южного федерального университета, председатель Совета ректоров вузов Юга России, академик РАО, на Кавказском инвестиционном форуме ответила на вопросы «Детской редакции». Она также подробно сказала о сильных сторонах современных школьников и студентов, главные из которых – высокие базовые нравственные качества.
Южному федеральному университету исполняется 110 лет. В своем телеграм-канале вы написали, что все в этом году приобретает особый смысл. Как отмечают эту дату студенты?
В такие даты принято вспоминать имена ведущих ученых, исследователей, понимать, в какие темы и проекты включается молодежь.
За 110 лет у университета очень много выпускников. Расскажите о самых выдающихся, которые прославили вуз.
Этот список перечислять можно бесконечно. Есть ученые в сфере исследований, разработок, есть специалисты, которые создали новые технологии, методы и подходы. Есть известные фамилии в биологии: Мордухай-Болтовской, Ивановский. Родоначальником всех IT и технологических процессов был Анатолий Коляев.
Южный федеральный университет бережно хранит свою историю, каждая юбилейная дата позволяет вспомнить лучшие достижения, но самое важное – предлагает подумать о будущем. Молодежь начинает думать о том, какие исследования будут прославлять их: работа с новыми материалами, с беспилотными летательными аппаратами, исследование биофлоры, агроклиматология, изучение окружающей среды, лингвистические проекты и прорывы.
Мы работаем сегодня над изучением навыков будущего, пытаемся подсказать школьникам и молодым людям, что же будет востребовано через 3, 5, 10 лет, чтобы они могли правильно определить свою карьерную стратегию, правильно выбрать профессиональную сферу. Изучение навыков будущего сегодня привлекает большое количество молодежи к исследованиям, которые мы проводим. Это психологи, экономисты, социологи, педагоги, словом, специалисты всех сфер, которые изучают поведенческую экономику и поведенческую социологию.
На какие факультеты самый большой конкурс?
Активно растет спрос на лингвистику. Например, появляется цифровая лингвистика, цифровые решения, новые технологии, которые позволяют ребятам не просто обучаться лингвистике, а использовать ее с помощью цифровых баз знаний.
Интерес растет также к естественно-научным и инженерным профилям. И если какое-то время назад мы отмечали большой спрос именно на айтишников, то сегодня можем сказать, что айтишники сами по себе уже имеют определенный риск на рынке труда. А вот айтишники, знающие сферу применения новых материалов, химии, физики, новых математических моделей, новых инструментов, на них спрос растет. Поэтому ребята активно выбирают междисциплинарные профили обучения.
Какие знания, навыки, качества необходимы всем молодым людям, чтобы стать успешными?
Помимо прямых компетенций, когнитивных навыков, типа логики, работы с цифрой, умения работать с каким-то лингвистическим знанием, сегодня очень востребованы некогнитивные навыки. Речь про эмпатию, добросовестность, ответственность, чувство времени, умение работать в сложном формате. Впрямую университет этому не учит, но создает условия, чтобы преподаватели активно делились этими компетенциями со студентами.
Что бы вы посоветовали школьникам, которые выбирают куда пойти учиться, кем стать?
Я бы посоветовала выбирать базовое образование: инженерное или естественно-научное, сконцентрироваться на знаниях физики, химии, математики. Принято рассуждать о том, что есть люди гуманитарного склада и естественно-научного. Но мы, как ученые, эту тему не поддерживаем. Человек всегда идет по пути наименьшего сопротивления, сужая для себя рамки.
Математическое моделирование, работа с аппаратурой нужны сегодня во всех сферах. Поэтому считаю, что математика и хорошее филологическое знание – обязательная основа. Кроме того, нужно уметь разбираться в научных проектах и в технологиях, независимо от того, пойдешь в сферу бизнеса или останешься работать в науке.
Надо знать исследования, которые ведутся в стране. Например, темы: космоса, борьбы с раком, защиты окружающей среды или создания зеленой экономики. Все это глобальные тренды, в которых можно найти свое место, надо со школьной скамьи почувствовать, как туда встроиться.
На Кавказском инвестиционном форуме традиционно есть Молодежный день. Вам легко находить общий язык со студентами?
Да, моя работа связана с молодыми исследователями и со студентами. Для меня студенты третьего курса – лучшая когорта. Еще люблю школьников, они активные, любознательные, интересные.
А знаете ли вы интересы молодежи?
Несколько лет назад студенты задали мне вопрос о том, знаю ли я, что они читают. Для меня это стало откровением. Они стали называть литературу, и у меня теперь есть список книг по советам школьников и студентов. Это прекрасные размышления по поводу философской мысли, знания, происхождения человека, изучения всех базовых основ. Очень здоровская литература. Я не была с ней знакома.
Есть ли у нашего поколения сильные стороны? Потому что многие говорят, что мы – испорченное поколение.
Я считаю, что у вас есть не просто сильные стороны, думаю, что эта волна смоет многих сомневающихся в нашей молодежи. У вас высокие требования к себе, к профессии, к знанию окружающего мира, очень хорошие базовые нравственные качества, а это большая ценность, когда человек хочет быть честным, независимо от авторитетов и приоритетов, выбирает открытый разговор.
Есть ли в вашем университете студенческое телевидение?
Да, наши студенты активны в создании такого рода проектов. В интернете создается большое количество каналов, я часто присутствую на интервью и разного рода передачах. Мне нравится то, что делают наши ребята. Раньше мы думали, что только филологи этим занимаются или инженеры, а, оказалось, что сегодня каждый факультет пытается создавать такие проекты в интернете.
Продолжите фразу: «Ты не был на Кавказе, если…»
Если ты не видел Машука. Потому что Машук – это не только гора, но еще и огромный центр интеллектуального развития.