JavaScript отключен. Страница может работать с ошибками.
Пожалуйста, включите JavaScript
Мы живем в век второй квантовой революции. Нужно не потерять талантливых ученых на переходе школа — ВУЗ
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |

Мы живем в век второй квантовой революции. Нужно не потерять талантливых ученых на переходе школа — ВУЗ

от Анастасия

— Почему навыки гуманитарного цикла выходят на первый план для специалиста любого направления?
— Какие самые главные вызовы сегодня стоят перед наукой?
— XIX век – век химии, XX век – век физики. А какая наука расцветает в XXI веке?

Сергей Салихов, первый проректор Университета науки и технологий МИСИС, побывал в Открытой студии Детской редакции на КМУ-2024. В интервью ведущей Екатерине Романовой он также рассказал, что главная роль университетов – создавать историю послезавтрашнего дня. Кроме того, Сергей Салихов назвал своим научным кумиром лауреата Нобелевской премии по физике Алексея Абрикосова, а наиболее важным научным достижением – открытие рентгеновских лучей.

Сегодня мир быстро меняется, благодаря технологиям. Как университеты адаптируются к этим изменениям?

Задача университетов не адаптироваться к изменениям, а создавать новые технологии. Университет – то место, где создаются технологии даже не завтрашнего, а уже послезавтрашнего дня. Например, в МИСИС активно развиваются квантовые технологии. Мы работаем в области квантовых компьютеров на сверхпроводящих кубитах. И это, безусловно, технологии послезавтрашнего дня.

Какие навыки становятся наиболее важными для будущих специалистов?

Если мы оставим как аксиому, что специалист должен быть, прежде всего, специалистом в своей области, то, конечно, сейчас очень важны так называемые мягкие навыки или навыки гуманитарного цикла. Это умение работать в команде, отстаивать свою аргументированную точку зрения, критическое мышление.

Что бы вы порекомендовали молодым ученым, которые пытаются внести свой вклад в науку?

Я бы рекомендовал просто заниматься наукой, жить, любить жизнь, любить науку и получать удовольствие от всего того, что они делают.

Расскажите о самом важном и интересном, на ваш взгляд, научном открытии за последнее время.

Мы живем в век второй квантовой революции. Первая квантовая революция была в начале ХХ века, когда люди научились оперировать большим ансамблем квантовых частиц. Самый яркий пример: атомная энергия, атомные электростанции, атомное оружие. Сейчас переходим к управлению индивидуальными квантами. Это и квантовая сенсорика в виде датчиков одиночных квантов, и квантовые коммуникации, которые позволяют гарантированно доставлять сообщения по линиям связи, и квантовые вычисления, которые работают на совершенно другом принципе и позволяют решать задачи, которые классическим вычислителям, классическим компьютерам не под силу.

Второй научный прорыв – все, что связано с качеством жизни человека. Это биомедицинская инженерия, персонализированный подход к лечению, к сопровождению во время выздоровления.  

Какие самые серьезные вызовы стоят перед наукой?

Думаю, те же, что и всегда, приносить пользу обществу. Фундаментальные открытия, безусловно, являются, самыми важными в науке. Но не менее важно и то, чем можно пользоваться прямо сейчас, те улучшения в жизни, которые создает наука. Это и есть тот вызов, который стоит перед наукой, показать обществу ее значимость и полезность.

А нужно ли популяризировать науку среди широкой общественности?

Конечно. Во-первых, это интересно. Второе, популяризируя науку, мы повышаем общий уровень знаний. Сейчас опять начинает расцветать лженаука. И не только в среде школьников, студентов, но и среди взрослых людей. Ведь многие самостоятельно не в состоянии охватить то, что происходит в научном мире. Поэтому популяризация крайне важная вещь.

Как это лучше делать?

Существует масса форматов. Думаю, что ваша Детская редакция тоже популяризирует науку. Также, мне кажется, важно, чтобы люди читали книги. В прошлом году вышла книжка «Физика без формул»., которую я написал совместно с ректором Московского физико-технического института Дмитрием Ливановым. Каждым формат найдет свою аудиторию.

Какие профессии появляются из-за технологического развития?

Очень много профессий, о которых мы раньше и не слышали. Например, биоинженер. Профессии, возникающие на стыке специализаций, требуют большого количества навыков. Смежные специальности – это то, что будет в ближайшем будущем нас окружать.

Что нужно сделать, чтобы привлечь еще больше молодежи в сферу науки и технологий?

Популяризация науки – важная часть. Любовь к научным исследованиям, к научному труду нужно закладывать еще в школе. Но важнее – постараться не потерять будущего ученого при переходе из школы в ВУЗ.

Какое направление научных исследований станет ключевым в ближайшее время?

XIX век – век химии, XX век – век физики. В XXI веке переходим к веку биологии или биоинженерии, ко всему, что связано с человеком, с качеством его жизни, будет развиваться самыми быстрыми темпами, будет максимально востребовано.

Блиц-опрос. Кто ваш научный кумир и почему?

Алексей Абрикосов. Он был заведующим кафедрой в университете, лауреат Нобелевской премии, очень интересный человек, совершил в жизни много нетривиальных поступков.

Какое открытие в области вашей науки считаете главным?

Открытие рентгеновских лучей в конце XIX века.

Какие навыки, по вашему мнению, наиболее важны для успешной карьеры?

Уметь строить отношения, доказывать, аргументировать свое мнение и относиться критически к информации.

Какой совет вы бы могли дать молодым ученым?

Делайте то, что вам нравится, получайте удовольствие от занятий наукой.

Смотрите также: