JavaScript отключен. Страница может работать с ошибками.
Пожалуйста, включите JavaScript
Новое поколение лучше разбирается в медиаформатах. Студенческим медиа стоит выбрать научпоп своей тематикой – у такого контента огромный потенциал
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |

Новое поколение лучше разбирается в медиаформатах. Студенческим медиа стоит выбрать научпоп своей тематикой – у такого контента огромный потенциал

от Анастасия

— Реально ли молодежному СМИ стать крупным и влиятельным?
Как можно оценить уровень научной грамотности сегодня?
— Почему без гуманитарных наук не будет будущего?

Глеб Федоров, главный продюсер АНО Национальные приоритеты, в интервью ведущей Детской редакции Екатерине Романовой на площадке КМУ-2024 поделился своим взглядом на перспективы молодежных медиа. Он считает, что о науке можно и нужно говорить интересно и современно. По его мнению, универсальный способ создания вакцины – одно из наиболее значимых достижений науки. А еще Глеб Федоров, размышляя о возможной тематике нового СМИ, предложил неожиданный вариант.

Как студенческие медиа привлекают внимание к научным исследованиям и открытиям?

Честно говоря, пока особо никак не привлекают, но здесь огромный потенциал. Приведу пример моего сына, ему девять лет, и он ходит в палеонтологический кружок при научно-исследовательском институте палеонтологии. И неожиданно он начал издавать ежедневную газету «Один день, один динозавр». Это я к чему? Журналист не может быть журналистом обо всем. Ему нужно на чем-то специализироваться. И медиа тоже не бывает обо всем на свете.

Ключевая задача студенческих медиа – найти свою тематику. Мне кажется, что, если бы студенческие медиа чаще выбирали сферу научпопа, это было бы правильно, потому что именно подобные медиа могли бы цеплять ребят. Например, мы с моим сыном каждый раз, когда едем на кружок по субботам, включаем блог «Упоротый палеонтолог», где взрослый палеонтолог в очень развлекательной манере рассказывает про все, что связано с динозаврами. Получается, у такого контента огромный потенциал.

Можно ли привлечь молодежь к чтению научных материалов, если подростки увлечены социальными сетями и развлекательным контентом?

Конечно, можно. Считаю большим заблуждением, что подростки сейчас какие-то не такие, у них клиповое мышление… Это вечная история, когда старшие недовольны младшими. Я наблюдаю за своими детьми, за их одноклассниками. Да, они любят короткие форматы, снимают тик-токи. Но уровень погружения в материал очень серьезный, они тщательно готовят свой контент. Они умнее, чем мы. С другой стороны, новое поколение гораздо более легко и органично разбирается во всех медиаформатах. Для них абсолютно естественно рассказывать истории с помощью технологий. Они не фиксируются на мобильном телефоне ради мобильного телефона. Для них это инструмент.  

Существует ли возможность для международного обмена между студенческими медиа в разных странах?

Да. Вопрос просто в том, чтобы начать это делать. Сегодня большое количество иностранных студентов учится в российских ВУЗах, а значит Россия интересна за рубежом. Уверен, что если появятся интересные российские студенческие, школьные СМИ на иностранных языках, то это сразу вызовет интерес со стороны иностранных коллег.

Может ли молодежное СМИ однажды стать таким же крупным и влиятельным, как некоторые новостные агентства?

Все СМИ когда-то зарождались, делали первый шаг. Журналу «Наука и жизнь» больше 130 лет. Агентству ТАСС тоже очень много лет. Причем журнал «Наука и жизнь» изначально создавал всего один человек на свои деньги, привлекая авторов. Поэтому студенческие, школьные медиа, конечно, могут вырасти во что-то большое. При условии, что редакционная политика будет иметь потенциал длительного существования.

Например, среди моих студентов, которые защищали свои новые медиа, были очень интересные варианты. Один из них – медиа для людей, у которых нет пары, либо разошедшихся, либо разведенных. Это же огромная аудитория, подобная редакционная концепция цепляет сразу. Такое медиа могло бы вырасти в целый большой лайфстайл-журнал, потому что тема, по сути, вечная, на нее всегда будет спрос.

Как вы оцениваете уровень научной грамотности среди молодежи?

В России люди в целом грамотные. Больше 60% отвечают на вопросы хорошо или очень хорошо. Но, конечно же, всегда есть куда стремиться. Медийная грамотность позволяет разбираться в информационном потоке, видеть, где фейк, где правда. А научная грамотность помогает принимать решения на основе научных знаний. Например, ставить прививку или нет. Есть люди, которые боятся вакцинироваться. Но ведь прививки научно-обоснованы. И если люди принимают решения на основе научного знания, то вырастает уровень спокойствия и доверия.

Что нужно делать для повышения научной грамотности? Проводить большие конгрессы, делать больше медиа, связанных с научпопом, в существующие медиа добавлять больше научных рубрик. Наука уже стала модной, но надо усложнять материал, нужно копать вглубь.

Кто ваш научный кумир и почему?

Выделю Альберта Эйнштейна. Теорию относительности он сформулировал, будучи очень молодым человеком. И сразу стал мировой звездой, был причислен гениям. Но потом на протяжении многих десятилетий он пытался обосновать теорию, объединяющую все. На тот момент эта задача была нереализуема, она была очень сложной и непонятной. В какой-то момент авторитет Эйнштейна упал. И только через 100 лет те вещи, которые были открыты благодаря его теории относительности, начали все чаще подтверждаться. И одна из текущих ключевых задач снова та, которую Эйнштейн так и не решил – найти универсальную теорию всего.

Какое открытие в науке вы считаете главным?

Открытие универсального способа создания вакцин. Вакцина Спутник V от коронавируса была сделана по принципу векторных вакцин. Это когда, по сути, на универсальный ракетоноситель можно нагружать различные антигены. По тому же принципу была сделана вакцина от Эболы.

Какие навыки, по вашему мнению, наиболее важны для успешной карьеры в науке?

Думаю, это широкий спектр навыков, связанных с коммуникацией, потому что мало сделать открытие, о нем нужно рассказать коллегам, рассказать всему миру. Обязательно нужно тратить время на научную коммуникацию.

Какие науки, по вашему мнению, будут наиболее востребованы в будущем?

На мой взгляд, стоит сделать особый упор на гуманитарные науки. Именно гуманитарная сфера отвечает за то, как человек сам себя мыслит, является направляющей для развития всего человечества, всех других наук. Если бы человек не мечтал о полете в космос, он мечтал бы о чем-нибудь другом. И тогда реализовалось бы что-то иное. Чем осознаннее, чем более системно происходит работа по гуманитарному треку, тем быстрее мы будем достигать новых высот.

Какой совет вы бы могли дать молодым ученым, которые только начинают свой путь?

Найдите максимально комфортный для себя способ популяризации: видеоблог, небольшой телеграм-канал и т.д. Но главное – надо делать это системно, развивая весь спектр софт-скиллов. Надо учиться говорить так, чтобы тебя слушали и понимали.

Смотрите также: