Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа
Егор Конончук, ведущий Детской редакции WBCMedia | Росконгресс
Михаил Борисович, с какого возраста детям можно и нужно ходить в музей?
Детям нужно ходить в музей еще до того, как они родились. Беременные женщины должны ходить в музей. А дальше, когда дети рождаются можно вывозить (и сейчас есть такая возможность) детей в колясках. Красота воспринимается человеком с самого начала, когда он еще только собирается родиться. И дальше есть разные этапы: в колясках, потом с мамой за ручку, потом детские кружки и так далее. Детский возраст – это самый драгоценный возраст для музея, то, что видится в детстве – это запоминается навсегда. Чем раньше, тем лучше. А дальше постоянно. В музей надо ходить постоянно.
Многие взрослые говорят, что современная молодежь достаточно далека от культуры, от музеев. Так ли это? И что с этим можно сделать?
На самом деле, большая часть взрослых далека от музеев, вот это среднее поколение нашего перестроечного периода. А что касается молодежи, я этого не замечал, у нас есть Молодежный центр, молодежные клубы, кружки, они полны народу. Когда у нас бывают молодежные дни, у нас висят практически на люстрах в Эрмитажном театре. Так что, думаю, что с этим совершенно все в порядке и нынешнее, новое поколение активно участвует и в музейной жизни. Это они должны поучать взрослых и помочь взрослым. Сейчас время непростое и взрослые не очень ориентируются, а дети ориентируются.
Кем вы мечтали быть в детстве?
Как и всякий мальчик, росший в Ленинграде, я мечтал быть моряком. А дальше я уже всегда хотел быть тем, кем я стал, историком, археологом. У нас вся семья археологи, так что, естественная вещь.
Какие наиболее важные изменения произошли в Эрмитаже за последний год?
Слава богу, что Эрмитаж остался таким какой он есть. это и есть его главная задача. Музей в стиле 19 века, где говорят картины, вещи, где техника есть, но ее не слишком много. Музей, у которого окна и ты идешь, ориентируясь по окнам. И для того, чтобы это сохранить, понадобилось очень много. Мы создали проект «Большой Эрмитаж» с открытыми хранилищами, с Эрмитажными центрами по всему миру, с большими новыми выставочными залами на Дворцовой площади, в два раза увеличили выставочные площади. Все для того, чтобы сохранить уникальный дух Эрмитажа. Подобного музея на свете нет и это надо сохранять.
Какая для взрослых людей основная польза от общения с молодежью?
Вообще-то молодежь и взрослые не очень делятся на самом деле. Это один и тот же мир, особенно, в музее. Но, думаю, что взрослые должны очень внимательно смотреть за молодежью, не стараться ей угодить или куда-то затянуть, затянуть в музей, не надо никого затягивать. Надо просто следить, чтобы они получили весь тот набор красоты, если говорить о музеях, и знаний, что есть вокруг. Иногда кажется, что можно нажать на кнопочки и все есть. Это неправильно, так получаются примитивные или неправильные знания. Этому могут научить взрослые, что не все так просто, что кажется простым.
Что вы можете пожелать нашей редакции, чем мы можем быть полезны?
Приходите чаще в Эрмитаж и рассказывайте о том, что в Эрмитаже происходит. Даже небольшая выставка полна самых разных смыслов и эти смыслы надо разъяснять, они автоматически не всегда считываются. Для этого существуют СМИ и вы прекрасный тому пример.