Дмитрий Кнатько, академический руководитель программы Управление бизнесом НИУ ВШЭ
Лиза Майер, ведущая Детской редакции WBCMedia
Это интервью мы записываем до начала вашей лекции. Что ожидает слушателей?
Я преподаватель из «вышки», естественно, будет что-то глубокое, сущностное, что важно ребятам понять уже сейчас. Но я постараюсь рассказать про то, как создавать новые бизнес-идеи, о том, чего не стоит делать и о том, чем можно воспользоваться.
Что разумней, идти в бизнес, где уже большая конкуренция и есть спрос, или создать какой-то новый продукт, но продукт, с которым придется знакомить аудиторию?
В подкасте, который мы записываем для предпринимателей «вышки», бывают разные ребята. Бывают те, кто является представителем классических коммерсантов, они находят что-то уже существующее, но то, где не хватает предложений, и создают бизнес там. Кто-то — инноватор, настоящий предприниматель, создает прорывные идеи. И там, и там сегодня есть потребности и в новых услугах, и в новых предпринимательских идеях, и в новых предпринимательских усилиях. Поэтому нужно смотреть, прежде всего, туда, где есть у клиента спрос.
Как найти ту самую идею, которая выстрелит?
Наверное, прежде всего, быть внимательным, смотреть на рынок, слушать потребителя. Не думать, что лучшее – это то, что самое новое. Лучшее – это то, что лучше остального поможет решить проблему на рынке.
Как вы думаете, в каком возрасте лучше всего начать зарабатывать деньги и вообще начинать строить свой бизнес?
Среди студентов, которые учатся в «вышке», предпринимательски ориентированных ребят, есть ребята, которые начинали свою предпринимательскую карьеру уже в 12 лет. Сегодня они успешные предприниматели, организовали уже не одну компанию, некоторые из компаний успешно продали. Путь начинается совершенно в разное время. У одного из студентов, с которым я работал, история началась совершенно неожиданно, когда он захотел найти способ пригласить девушку в ресторан. Это желание, потребность привела его на совершенно неожиданный предпринимательский путь и сегодня он уверенный предприниматель, глядящий вперед.
Какие скилы и какие навыки нужны, чтобы стать успешным предпринимателем?
Нужно слушать и уважать других людей, понимать, что твоя роль, твой вызов – это помощь другим людям. Я говорю не только про социальное предпринимательство, говорю про любое предпринимательство. Каждый предприниматель помогает другим. Второе – это упорство, стрессоустойчивость, готовность справляться с совершенно неожиданными, новыми событиями, которые будут происходить, и гибкость.
Приведите пример, каких-нибудь необычных бизнес-идей, которые выстрелили и стали успешными.
Самая яркая история, которую я люблю вспоминать, это клейкие желтенькие бумажечки. Это история стикеров компании 3М. Никто никогда не ожидал, что из провального продукта… Они хотели запускать в космос ракету со спутником, где на стыках разных конструкций был использован легкий клей, они с этим не справились. И после попыток, поисков, куда это можно было применить, была создана продукция, про которую вы в последнюю очередь подумаете, как про продукцию космического назначения. И более того, это сделала компания, которая в свое время занималась горной добычей. Неожиданная история.
Как найти баланс между творчеством и заработком?
Зарабатывать от того, что ты творишь. Любой предприниматель испытывает наслаждение от своей работы именно по той причине, что он создает что-то новое.
Важно, чтобы предпринимателю нравилась отрасль, в которой он работает?
Это необязательно, но это важно.
Почему в России немного известных предпринимателей?
Их много, просто мы не всегда успеваем за ними следить. Задача и медиа показывать яркие образы успешных предпринимателей. И мы в «вышке» стараемся это делать, создавая образ нашего студента, выпускника, абитуриента, который занимается предпринимательством. Надеюсь, что ваша редакция тоже обратит на это внимание. Больше внимания предпринимателям!
Сможете назвать десять предпринимателей, которые могут быть примером для молодежи?
На десять у нас просто времени не хватит… У нас классные примеры из тех, кого мы сегодня знаем. Илон Маск – человек, который меняется, человек, который упорен, который переносит из опыта в опыт совершенно уникальные примеры, которые пригодились в интернет-бизнесе, теперь они помогают в космической отрасли. В России – любая из наших прорывных компаний. Компания АККОН – крупнейший холдинг, имеет большие заводы. Компания Яндекс – это полноценная цифровая экосистема, которой не было раньше. Наши сервисы, такие как Тинкофф банк… Это все успех предпринимателей. И каждый день, пользуясь этими сервисами, мы подтверждаем, что предприниматели работают с нами.