— Какие направления обучения являются визитной карточкой университета? И кем чаще всего хотят стать абитуриенты?
— Какие условия для незабываемого студенчества созданы на Дальнем Востоке?
— Много ли выпускников ДВФУ работает в зарубежных компаниях? Какие страны заинтересованы в российских специалистах?
Ректор ДВФУ Борис Коробец в интервью ведущей Детской редакции Виктории Жандармовой на полях ВЭФ-2024 также рассказал о том, почему важно учить студентов понимать менталитет азиатских стран, о научной установке, на которой стремятся поработать ученые всего мира, о выпускниках, вырастающих из испуганных и дерзких первокурсников, а еще о темах, на которые нельзя говорить с детьми.
ДВФУ – один из крупнейших ВУЗов на Дальнем Востоке России. Что особенного университет предлагает студентам, которые съезжаются сюда со всей страны?
Здесь все особенное и все уникальное. Дальневосточный федеральный университет, действительно, самая яркая точка притяжения для всех ребят на Дальнем Востоке и не только. К нам поступает порядка 30% первокурсников из центральной части России. В университете также учится большое количество иностранцев, их притягивают уникальная атмосфера, потрясающая архитектура, спортивные объекты. В ДВФУ создана среда, чтобы чувствовать себя комфортно, свободно творить, реализовывать мечты. Ну и самое главное, конечно, это качественное образование и лучшие преподаватели. А еще у нас потрясающая набережная, по которой можно прогуляться и услышать 89 языков разных стран мира. Дальневосточный федеральный университет дает возможность жить большой международной семьей, студенческим братством.
Мне кажется, найти такой университет в нашей стране очень сложно, да и за границей аналогов мало. Это настоящий международный город, который притягивает ребят. Если бы я в свое время знал, что есть Дальневосточный федеральный университет (но он тогда еще не был создан), я бы обязательно приехал сюда учиться. Ведь это счастье провести лучшие годы своей молодости здесь, на берегу моря, в такой теплой компании.
Какие направления в этом году были особенно популярны у первокурсников?
Традиционно, востоковедение. 125 лет назад университет был создан как восточный институт, чтобы выстраивать отношения с восточными партнерами. В первую очередь, с Китаем, Вьетнамом, Японией. Школа, которая 125 лет постепенно развивалась, сегодня одна из самых сильных.
Высокий конкурс был и на международные отношения, и на лингвистику. Мы получили больше 3,5 тысяч заявлений. Это, наверное, самое яркое наше направление, визитная карточка университета. Не меньшей популярностью пользуется экономика, более 1,5 тысяч заявлений от студентов. В ТОПе также инженерное направление, медицина… Я могу долго перечислять.
В этом году было подано более 60 тысяч заявлений о приеме в наш университет. Это очередной рекорд, с каждым годом университет становится все более популярным. Очень важно, что и у ребят из-за границы с каждым годом увеличивается интерес к ДВФУ. Они уже не просто интересуются ВУЗом на берегу моря, а уже четко понимают, какие образовательные программы здесь реализуются, где они будут работать. Все это говорит об осознанном желании учиться в России.
Сегодня очень популярны программы в области искусственного интеллекта. Например, наша совместная программа со Сбером. История искусств – новое направление для Дальнего Востока, нетрадиционное, но привлекающее огромное число ребят, которые изучают историю, археологию, культурное достояние.
Вы часто взаимодействуете с азиатскими странами: Китаем, Сингапуром, Кореей, Японией… Где иностранные партнеры России больше заинтересованы в ваших выпускниках?
Это правда, наши ребята работают и в зарубежных компаниях в России, и за границей. Уже тысячи наших выпускников представляют страну в международных организациях, в государственном секторе, в частном бизнесе, работают в российских компаниях, сотрудничают с зарубежными странами.
Одно из самых важных направлений нашей деятельности – подготовка востоковедов. Сейчас крайне важно подготовить не просто переводчика, а подготовить человека, который понимает особенности взаимодействия со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Там живут миллиарды людей, огромные рынки, которые открываются перед отечественным бизнесом. Мы должны уметь с ними работать, знать их бизнес-традиции, понимать механизмы принятия решений. Для нас это современный вызов. Ребята – это будущая кровь наших отношений, именно на работе таких выпускников будет строиться дружба между странами, эффективность отечественного бизнеса. Наша задача – создавать крепкие связи уже на студенческой скамье.
ДВФУ имеет широкую сеть филиалов, есть пять представительств в Азии. Мы будем расширять сотрудничество, планируем открыть в этом году совместный институт в третьем по величине китайском городе Гуанчжоу. Этот институт будет посвящен изучению фармакологии, биомедицины. Также открываем институт информационных технологий в Чунцин.
Опишите, пожалуйста, портрет выпускника ДВФУ. Какой он, куда устраивается, какие цели ставит?
Мне кажется, все ребята, которые живут и учатся на Дальнем Востоке, герои-первооткрыватели, как и их предки. Это сильные люди с горящими глазами, которые не боятся трудностей. Этим людям, покоряются любые вершины.
Ребята в университете получают лучшие компетенции в разных направлениях и отличаются несгибаемой тягой побеждать, покорять. Это очень профессиональные ребята, за ними будущее. Наш университет делает все, чтобы таких людей стало больше.
Какими достижениями за последнее время гордится ВУЗ?
Завершается проектирование уникальной мегасайенс-установки «Русский источник фотонов», это синхротрон четвертого поколения. Мегакрутая научная установка аналогов которой нет в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Этот проект реализуем вместе с Курчатовским институтом, который подарил миру атомную энергию и синхротрон «Русский источник фотонов», который будет находиться здесь, в нашем кампусе на острове Русский. Эта установка – настоящий магнит, который будет притягивать сюда самых талантливых ребят нашей страны и всей Азии. Проект завершается, а у нас уже десятки обращений от иностранных партнеров, ученых, которые хотят проводить совместные исследования. Это уникальное конкурентное преимущество, которое будет у Дальнего Востока на мировой арене.
В ДВФУ, безусловно, гордятся инженерной школой. Мы сегодня с коллегами-ректорами открыли передовую инженерную школу в области биотехнологий. Почему биотехнологии? Потому что они связаны с продовольственной безопасностью. Этот вызов стоит сегодня перед всем миром. А возвращаясь к тому, что в Азии огромные рынки потребления, мы можем стать мировыми лидерами в создании новых решений в области биотехнологий. Для ВУЗа это абсолютный приоритет. Мы находимся на берегу моря, есть возможность изучать морские биоресурсы, превращать их в лекарства, в БАДы, подсматривать, как природа строит уникальные конструкции. Простой пример – человечество до сих пор не смогло понять, как маленькие крабики на глубине Марианской впадины выдерживают гигантское давление. А ведь это потрясающая протекция на решение технических задач, которые перед нами стоят, так называемый феномен биоминерализации – направление, которое здесь, на Дальнем Востоке, с научной точки зрения, является передовым.
В нашем университете работает Дом ночных коллабораций. Тысячи школьников со всей страны приезжают в наши лаборатории, собирают роботов, изучают морских млекопитающих, то есть знакомятся с наукой, постепенно шагая все дальше и дальше. Сочетание детской науки, фундаментального исследования, мегасайенс-инфраструктуры, дает уникальные преимущества ДВФУ перед другими университетами. С одной стороны – инфраструктурное, а с другой – содержательное.
Расскажите подробнее, как вы строите работу со школьниками.
Без сильной школы нет сильного университета, без сильных абитуриентов нет сильных преподавателей и так далее. Одним из основных приоритетов работы университета считаю поддержку школ.
Мы проводим тихоокеанские школы для ребят. В течение года к нам приезжают самые талантливые дети. В прошлом году через Дальневосточный федеральный университет прошло восемь тысяч одаренных школьников, которые выполняют свои проекты. Они не просто делают что-то, что им нравится, они делают проекты по заказу индустриальных партнеров.
Мы с самого детства прививаем ребятам понимание, что творить можно сколько угодно, творить для себя, но очень важно, чтобы в итоге появился продукт, который позволяет сделать жизнь человека лучше. И когда совсем еще маленькие ученые понимают, что своим трудом они создают что-то принципиально новое, а завтра это может превратиться в самую настоящую вещь или услугу, то это большая радость.
Какой совет вы могли бы дать ребятам, закончившим школу? Как им выбрать свое направление обучения?
Нужно выбирать сердцем. Например, приехать в университет, который нравится по картинке в интернете или по рассказам друзей, и попробовать почувствовать твое ли это место. Ведь с теми ребятами, которые ходят по коридорам, потом придется сидеть за одной партой, работать в одной лаборатории и т.д. В университете проходит большая часть жизни студента, и хочется, чтобы она была интересной.
Могут меняться направления, появляться новые и старые профессии, но важна фундаментальность образования. Дальневосточный федеральный университет дает фундаментальное образование.
В работе ректора, что самое сложное и самое интересное?
Любая работа непростая, но самое главное получать от нее удовольствие. Мне важно, завершив рабочий день, остановиться на секунду и подумать, что сегодня сделано полезное, и чем из этого можно гордиться.
Я горжусь, когда вижу глаза ребят, которые еще вчера были абитуриентами, сегодня – первокурсники, еще немного испуганные, но очень дерзкие, и горжусь глазами выпускников, которые уже прошли этот путь, приходят к нам и рассказывают о своих успехах.
Я счастливый человек, чувствую, что создаю завтрашний день.
Если бы вы не стали ректором, в каком направлении могли бы работать?
В детстве были разные мечты, но я никогда не мог представить, что буду ректором университета. Мне кажется, жизнь и судьба все расставляют по своим местам. Мне выпал такой шанс, и я искренне благодарен судьбе, что так получилось. Считаю, что именно служение отчизне, взращивание будущих поколений, формирование нового профессионального уровня ребят, которые по-другому смотрят на мир и будут создавать новые технические решения, это огромное счастье.
О чем с вами не говорили ваши родители и о чем вы не будете говорить со своими детьми?
С родителями мне повезло. Я не помню тем, которые бы мы не обсуждали. Мне кажется, не должно быть закрытых тем и вопросов, чем откровенней мы будем с детьми делиться своим опытом, своим отношением к жизни, тем лучше. Со своими ребятами, у меня два сына, я буду говорить о том, о чем они захотят.