— Как понять — стоит ли ехать учиться на другой конец страны?
— Какие перемены грядут в ЕГЭ? Или его все-таки отменят?
— Школа – колледж – ВУЗ. Почему ребята все чаще выбирают такую образовательную траекторию?
Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова в интервью ведущей Детской редакции Елизавете Майер на ВЭФ-2024 также рассказала о строительстве кампусов в разных регионах, о том, что первое образование – фундаментальное, но не последнее, а еще посоветовала не поступать учиться за компанию с другом.
Каждый год перед выпускниками стоит выбор: оставаться во Владивостоке или ехать в центральную Россию? Расскажите, отличается ли качество образования по стране и стоит ли переезжать, чтобы учиться в определенном ВУЗе?
Вопрос очень многогранный. Безусловно, определяющим является балл ЕГЭ, потому что с некоторыми баллами просто невозможно поступить в определенные ВУЗы.
ВУЗы Дальнего Востока заметны на карте высшего образования нашей страны. Дальневосточный федеральный университет – один из ведущих федеральных университетов. Мы рассматриваем его как ворота в азиатские страны. Если хочется иметь языковое образование данного профиля, то, безусловно, многие поступают в ДВФУ. Здесь есть кампус, все компактно, безопасно и очень большое студенческое сообщество. Также есть кампус в Сахалине, в Хабаровске. Наш Президент во время пленарного заседания отметил еще несколько городов, где тоже будет кампусы.
Я бы сказала, что наблюдаю тенденцию, когда центральная часть России едет на Дальний Восток, потому что Дальний Восток – это приоритет XXI века. Здесь хорошо начинать карьеру, открыто очень много возможностей, и не такая высокая конкуренция как в столицах.
Я слышала от сверстников, что ЕГЭ по гуманитарным наукам делают сложнее, а по естественным – немного легче. Стоит ли менять предметы для сдачи и выбранное направление?
Мне кажется, это определяет предрасположенность к тем или иным наукам. Сейчас, действительно, количество бюджетных мест по естественно-научному профилю, инженерному направлению достаточно большое. Бюджетных мест по гуманитарному – чуть меньше. Самое главное и самое сложное, на мой взгляд, это понять себя, почувствовать, что ближе. И чем раньше ребенок начинает об этом задумываться, тем лучше. Поэтому очень хорошо, что сейчас в школе идут активные уроки профориентации, где каждый представляет себя через 10 лет. И исходя из этого образа, нужно подстраивать то или иное образование.
Подчеркну, что первое, образование – фундаментальное, но не итоговое, потому что мы обучаемся на протяжении всей жизни, и траектории карьеры иногда закручиваются очень неожиданно. Главное – должно быть интересно.
В сети сейчас обсуждается отмена ЕГЭ. Расскажите, насколько это правда?
Мы сторонники того, чтобы ЕГЭ был, он дает возможности ребятам выбирать ВУЗ своей мечты, и не сдавать вступительные экзамены несколько раз. Кроме того, ЕГЭ обеспечивает единообразие, проще к нему подготовиться. Что может измениться? Активно обсуждается содержание ЕГЭ, оно должно быть синхронизировано с программой школьного образования.
Считаете ли вы, что хорошие оценки – гарантия будущего успеха?
Хорошие оценки – это показатель того, что человек относится к делу серьезно.
Существует мнение, что школьникам стоит сначала пойти в колледж перед тем, как поступать в ВУЗ. Что вы думаете по этому поводу?
Это еще одна траектория построения образования и карьеры через ступень среднего профессионального образования. В некоторых случаях она оправдана. Ведь, учась в колледже или техникуме, молодой человек сразу получает профессию и может работать, а уже после этого идти на программу высшего образования, если чувствует в себе потенциал и готов идти на управленческие позиции. Надо сказать, что сейчас в системе высшего образования создается много колледжей, это дает возможность ребятам двигаться по образовательному треку бесшовно. Практические компетенции очень ценятся, таких молодых специалистов работодатели разбирают как горячие пирожки.
Что бы вы посоветовали школьникам, которые скоро окончат школу, но не могут определиться с профессией?
Обычно я говорю, что надо представить себя через 10 лет. Нужно закрыть глаза и найти свой образ, а дальше спуститься от этого образа к нужному образованию. Можно также попробовать пройти профориентационные тесты. Но однозначно плохо – поступать за компанию с другом, ведь вы можете быть совсем разными. Не совсем хорошо, когда решают родители, а ребенку все-равно где учиться.
Есть профессии, которые хорошо оплачиваются, а есть интересные, но малооплачиваемые. Какой путь стоит выбрать?
Я бы пошла по второму пути. Невозможно предугадать как сложится судьба и куда выведет карьерная кривая. Получать удовольствие от работы намного важнее с точки зрения вкладывания ресурсов, внутреннего потенциала. Сейчас большинство профессий дает возможность участия в проектах, в грантах, что дает дополнительные ресурсы. К тому же, очень мало молодых специалистов сразу получают высокие зарплаты. Нужно стремиться, двигаться, поднимаясь по своей карьерной лестнице и идти к своей цели.
О чем вы мечтали со школьных лет, и стало ли это реальностью?
Во-первых, у меня была мечта иметь двоих детей. Они у меня есть. Еще я мечтала быть учителем математики. Но здесь траектория изменилась. Я преподавала смежные экономико-математические дисциплины в высшей школе.
О чем не говорят взрослые своим детям?
Мне кажется, что мы не говорим обо всех сложностях, которые ждут наших замечательных детей, стараемся их оберегать и всю правду жизни не рассказываем.