Ольга Трубачева, основатель WBCMedia
— Как экономист из Екатеринбурга стала основателем делового телеканала?
— В чем разница концепций «телеканал о бизнесе» и «телеканал для деловых людей»?
— Какие преимущества у ведущих-экспертов и почему люди бизнеса в качестве интервьюеров – хороший ход?
Об этом, а также о том, как зарабатывает канал, на какую аудиторию ориентирован, сетевого партнера в Татарстане, миссию WBCMedia и трудно ли совмещать роли журналиста и бизнесвумен.
Как вы попали в бизнес?
В бизнес я попала случайно. Я вообще в эту отрасль попала случайно. У меня экономическое образование и я никогда не думала, что буду заниматься журналистикой, буду работать на телевидении. А потом так случилось, что я решила попробовать. Занималась журналистикой на областном телевидении в Екатеринбурге, потом работала на телеканале «Мир», который вещает на СНГ, потом — на «Эксперт ТВ» и радиостанции «Бизнес ФМ». А потом мы с подругой, с коллегой решили создать продакшн. Вот так мы с ней случайно попали в бизнес. Мы не бросили журналистику, потому что занялись телевизионным продакшном. Но… акценты сменились.
Кому пришла в голову идея создать канал именно такого формата?
С 2009 года мы занимаемся бизнесом и рассказываем о бизнесе в Москве, как самостоятельный продакшн. До этого в Екатеринбурге мы делали бизнес-программы, поэтому мы уже неплохо знали аудиторию, которая вовлечена в бизнес, это деловая аудитория. В стратегии развития продакшн-компании была мысль когда-то создать телеканал. Постепенно мы пришли к этой черте и тогда, естественно, стали думать о форматах, изучать конкуренцию на рынке. Всем известно, в России есть один деловой телеканал и мы, конечно хотели, как говорят в маркетинге, отстроиться от конкурентов. Надеюсь, у нас это получится, потому что мы не телеканал о бизнесе, мы телеканал для деловых людей. А у этих людей много интересов помимо работы. Следовательно, мы хотим удовлетворять и другие их интересы. Это увлечения, путешествия, мода, стиль, это некая «история успеха», спорт. Деловая аудитория – это чаще мужская аудитория, а они активные спортивные болельщики. Поэтому на телеканале у нас три направления по контенту: бизнес, спорт и лайфстайл – то, что наполняет нашу жизнь и делает ее прекрасной помимо работы. На этом формате мы и остановились.
Почему вы не делаете новостных программ?
Во-первых, мы хотим отстроиться от конкурентов. Во-вторых, мы понимаем, что соревноваться с интернетом – бесполезно, затратно и невыгодно. А телевидение – это, прежде всего картинка, и мы хотим, чтобы канал нес в себе как контентную составляющую, содержательную, качественную, так и дарил людям картинку-эмоцию. Я всегда нескромно говорю, что журнальная статья не передает ту эмоцию, с которой отвечал, например, Олег Дерипаска или Олег Тиньков. Ты же не видишь, как они реагируют на тот или иной вопрос, ты читаешь уже факты и, следовательно, какую-то информацию ты не получаешь. А телевидение ее передает.
Когда вы начинали в 2009 году, большая ли была команда?
В 2009 году мы делали программу «Экономика по существу», которая выходила на телеканале «Звезда». Делали ее у моей коллеги, исполнительного продюсера Юлии Мурашовой, дома. Буквально на коленке. У нас не было тогда офиса. Снимали то, конечно, в красивой студии, но первые выпуски редактировали, составляли, обсуждали у нее дома.
В чем залог успешности какой-то программы у аудитории?
Мне кажется, ни один человек не сможет ответить на этот вопрос заранее. Мы, конечно, всегда думаем, как бы сделать так, чтобы программа понравилась, чтобы были интересные гости, красивая картинка, интересная тема. По своему опыту скажу, что иногда думаешь, что этот гость должен быть суперинтересным, и, бывает, что ошибаюсь. Но всегда надо пробовать, пойдет — не пойдет. Уверена, что в телевидении залог успеха – это команда. Спортсмены в командных видах спорта любят говорить о химии в коллективе, так вот на телевидении это тоже очень заметно.
Вы сейчас продюсер и журналист. Кого в вас больше? Журналиста или бизнесвумен?
Наверное, лет 10 назад у меня гостем на программе был Леонид Парфенов, я его пытала на тему делового телевидения. И он сказал тогда: «Понимаешь, нельзя голову человека разделить напополам. Здесь я бизнесмен, а здесь я не бизнесмен». Так вот и я не могу разделить. Когда я веду интервью, я интервьюер, думаю о вопросах, о человеке, который передо мной. Естественно, выполняя роль продюсера в компании, я думаю о том, как выполнить задачи и соответствовать ключевым показателям эффективности.
Коллектив WBC сейчас, кто эти люди?
Чудесные люди. Коллектив – это сложная и тонкая материя, которая формируется непрерывно. Люди общаются, перенимают какие-то хорошие и не всегда положительные черты. У нас появились новые люди, потому что увеличился объем производства. Раньше мы в основном производили программы про бизнес, сейчас мы делаем много спортивного контента, поэтому поменялся и коллектив. Но мы очень трепетно относимся к подбору тех людей, с которыми работаем. Нам кажется, что от того, с каким зарядом ты приходишь на работу, чего ты хочешь, многое зависит. Важно, чтобы люди были настроены на одну волну и хотели одного результата. Люди, которые ничего не хотят, к счастью, у нас не приживаются.
Интересная идея в качестве ведущих использовать уже состоявшихся бизнесменов. Как вы к этому пришли и что это дает каналу?
Я часто слышала, что журналисты некомпетентны в каких-то вопросах. И это нормально. Очень сложно говорить о бизнесе, если это какой-то серьезный уровень. И мы подумали, что было бы интересно, если бы какие-то программы вели профессионалы из отрасли. Они грамотно умеют задавать вопросы, нужные вопросы, парировать, это интересно смотреть, это содержательно. Да, кто-то скажет, они не профессиональные ведущие. Но, мне кажется, в интервью очень важна беседа, если людям друг с другом интересно, то на них и смотреть интересно.
У вас коммерческий канал. Как вы выстраиваете свою деловую деятельность?
Естественно, у нас рекламная модель. Канал молодой, нам еще много предстоит сделать. У нас есть стратегия, тактика, задачи, высокие, сложно достижимые цели. Есть рекламодатели, есть спецпроекты. С точки зрения получения дохода, надеюсь, ситуация постепенно будет выравниваться.
Это канал не для широкой аудитории, а значит, не каждого рекламодателя?
Дискуссионный вопрос. С одной стороны, мы позиционируем канал, как канал для деловых людей, канал для тех, кто знает, что все достижимо. Но с другой стороны, в России постепенно взращивается класс предпринимателей. Каждый, кто хочет чего-то достичь, может найти интересные программы на нашем канале. Он может научиться быть успешным, посмотреть на чужие ошибки, на чужой позитивный опыт. Всегда бывает страх, а смогу ли я… А посмотрев, как другие преодолевают, ты думаешь, а почему я не смогу… Или говоришь, нет, я так рисковать не готов, я буду работать в госмонополии с 9-ти до 18-ти. Это тоже позиция.
Перспективы развития телеканала такого формата?
Считаю, что этот формат наиболее точно отражает суть современного успешного человека. Например, спорт в нашей стране очень сопряжен с бизнесом, и наоборот. Все где-то отдыхают, посещают отели… Это переплетающиеся материи. Поэтому мне кажется, что такой формат, он более массовый, чем какие-то узкоспециализированные каналы.
Можно ли сказать, что миссия канала – объединять предпринимателей?
Да, конечно. Иногда читая интервью разных успешных людей из совершенно другой сферы, ты черпаешь новые идеи. Мне кажется, это ценно для предпринимателей и чего-то достигших, и достигающих.
Какое значение для вас имеет тот факт, что в Татарстане открывается сетевой партнер Tatarstan Business Channel?
Развитие канала и сетевые партнёры – это одно из очень важных стратегических наших направлений. Давайте объективно, какой объем ВВП производится в Москве? Весь реальный сектор – это различные территории. Именно поэтому мы снимаем фильм «Энциклопедия промышленности», именно поэтому мы снимаем другие познавательные истории за пределами Москвы. Сотрудничество с Татарстаном для нас, конечно, большая победа. Уверена, что истории, которые будут сниматься на разных территориях, о разных бизнесах будут пользоваться популярностью.
Что бы вы пожелали аудитории Tatarstan Business Channel?
Самое страшное для человека, для предпринимателя – это страх, скованность, которая появляется, губит все живое. Поэтому я бы хотела пожелать зрителям, партнерам, нам всем, чтобы мы креативили, были легче и добрее друг к другу. Все созидание в нашей жизни строится на партнерстве, на взаимоотношениях.
Какие проекты готовите в новом сезоне?
Мы недавно стартовали с программой «Большие проекты» о крупных инфраструктурных проектах, реализованных в России. Кстати, еще одна из черт РФ – хаять бизнес. У нас на канале много программ, которые показывают положительные стороны бизнеса. Инфраструктурные проекты – это те примеры, когда предприниматели инвестируют в бизнес, модернизируют производства, используют новые технологии, вкладывают в развитие. Что же касается вообще программ деловой тематики, то мы будем увеличивать число натурных съемок. У нас будет программа «Женский монолог», в ней женщины, достигшие успеха будут делиться секретом, как им удалось стать успешными, вопреки и благодаря чему. Будут и новые спортивные программы. Есть программы связанные с молодежью. Также будем стараться, чтобы были развлекательные форматы, потому что жизнь – это не только работа. Будет кулинарное шоу, но не как у всех. Люди, которые совсем не умеют готовить, будут учиться у шеф-повара готовить блюда из детства. А также мы будем узнавать, как сделать это блюдо максимально полезным для здоровья и фигуры.