Александр Молодцов, директор департамента производительности труда, защиты и поощрения капиталовложений Минэкономразвития России
— С каким бизнесом работает механизм защиты и поощрения капиталовложений (ЗПК)?
— Какие гарантии дает государство инвестору в рамках СЗПК?
— Каковы приоритеты взаимодействия государства и бизнеса и для чего нужен региональный инвестиционный стандарт?
Об этом, а также об индивидуальном правовом режиме в рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений и некоторых результатах нацпроекта «Производительность труда».
Сегодня была панельная дискуссия, посвящённая государственно-частному партнерству. Дискуссия очень живая, мало формальных докладов. И аудитория, и все участники хотят конкретных ответов, решений, понимания, какие планы, что работает, что не работает, почему, как это корректировать. Очень много появилось живой фактуры.
Активно обсуждался механизм защиты и поощрения капиталовложений, было много вопросов по этой тематике. Половина спикеров упоминали этот механизм и о нем что-то рассказывали. Присутствовали инвесторы, которые уже участвуют в этом механизме. В частности, была компания «Дары природы», у них три соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). «Дары природы» — это сельское хозяйство, выращивание томатов. Это очень крупная компания, у них очень крупный инвестиционный проект и они заинтересованы в этом механизме.
Сейчас соглашений ЗПК уже 61 на 3,1 триллиона рублей. Это цифра уже макроэкономического масштаба. Должен отметить, что это не абстрактная цифра, это предельно конкретные проекты. На сегодня уже почти триллион рублей проинвестирован. Это деньги, которые уже вложены, это стройки, которые идут, предприятия, которые начинают или уже работают.
Заявки на СЗПК поступают равномерно, и мы видим, что по мере того, как они обрабатываются, постоянно поступают новые. Эта мера поддержки интересна инвесторам, которые вкладываются на длительный срок. Основная фишка СЗПК — это стабилизация. Для предприятия создается самостоятельный правовой режим, и оно существует на отдельной площадке общего правового поля. Представьте, вы вкладываетесь на 20 лет в какой-то проект. Огромные деньги. Очевидно, что вам нужна стабильность. И как раз стабилизационная оговорка, которая в СЗПК существует, ее гарантирует. Это инструмент, который призван купировать, сократить риск при реализации проекта. Инвестор получает возможность стабилизировать налоговое законодательство, которое действует на момент подписания соглашения, земельное законодательство, градостроительное — это очень существенно для той бизнес-модели, которая в проекте предусмотрена. То есть проект будет реализован в те сроки, которые запланированы, а это критически важно, когда вкладываются большие деньги.
Если говорить о партнёрстве между государством и бизнесом, государством и инвестором, то приоритеты развития понятны. Это свободные ниши, где остро необходимо заполнять нишу тех или иных товаров, комплектующих. Очевидно, что инвестировать нужно туда и меры поддержки для этих сфер становятся приоритетными. Но надо понимать, что меры поддержки есть разного уровня. Есть те, которые заточены под конкретную продукцию, под виды экономической деятельности. Есть более универсальные инструменты, но тоже со своими ограничениями. СЗПК — это универсальный механизм, он работает практически в любой отрасли при условии, что проект достаточно большой.
Многие, когда говорят, что нужно больше производить, забывают, что большой потенциал для роста объема производства есть внутри самой компании. Объём этот очень велик. Мы видим по результатам реализации нацпроекта «Производительность труда», что компаниям удалось не только нарастить прибыль — сотни миллиардов дополнительного заработка, но им удаётся и экономить трудовые ресурсы. Порядка 130 тысяч человек не понадобилось нанять компаниям, не смотря на рост производства, который произошёл за время участия в нацпроекте. За счёт чего это происходит? У многих компаний большой внутренний резерв, они могут обходиться без инвестиций и увеличивать объём производства. Можно выделить две группы предприятий, которые имеют такой потенциал. Это бывшие советские предприятия, у них процессы выстроены по другим принципам. Они строились тогда, когда многие подходы к сокращению издержек как таковые не существовали, были другие приоритеты. Мы буквально помогаем предприятиям перестроить процессы, обучаем людей, чтобы можно было производство, которое занимало четыре цеха, уместить в один, а три другие еще как-то использовать. Это говорит о том, что им не нужно выходить в инвестиционный цикл. Внутренний резерв есть у очень многих компаний. Вторая группа — это стартапы, которые разрослись до корпораций. Но они масштабом разрослись, а по процессам ещё нет. Нужно чтобы внутренняя среда догнала финансовые показатели. Тогда это будет устойчивая система, которая дальше сможет масштабироваться.
В ряде регионов есть программы доращивания малого бизнеса до уровня среднего, потому что в нацпроекте «Производительность труда» могут участвовать компании от 400 миллионов выручки. Предприятия вырастают до такого объема и получают возможность участвовать в нацпроекте.
Для чего нужны такие механизмы как СЗПК или СПИК (специальный инвестиционный контракт)? Чтобы выстраивать атмосферу доверия, чтобы инвестор доверял государству, государство доверяло инвестору, чтобы это работало на долгой перспективе. Это сложно, но работать над этим надо. Любое доверие хорошо, когда оно подкреплено бумагами, с которыми можно, если что, и в суд пойти.
Одно из направлений деятельности Минэкономразвития — региональный инвестиционный стандарт. Это инструмент, который позволит сделать так, чтобы для инвестора не было значения, в каком именно регионе он работает, условия не должны сильно отличаться, набор институтов не должен отличаться. В целом, интерфейс взаимодействия государства и бизнеса должен быть примерно одинаковым с поправкой на специфику региона. Многие компании стали лучше понимать, как работает государство. Произошло некое взросление и формирование этих взаимоотношений.
Государство поддерживает не только тот бизнес, который работает на госзаказ. Например, СЗПК. Очень многие компании работают на потребительский сектор. Госзаказ — это скорее ещё один инструмент поддержки, плюс инструмент обеспечения потребностей государства.