Александр Аксаков, директор подразделения Инфраструктурные облигации ДОМ.РФ
— Благодаря чему инфраструктурные облигации получили статус социальных?
— Сколько стоит и где строится самый крупный проект с применением этого механизма?
— Почему ещё не все регионы пользуются инструментом инфраструктурных облигаций?
Об этом, а также о механизмах финансирования, недостатке экспертных команд в регионах, географии применения и диверсифицированном портфеле проектов.
Инструмент инфраструктурных облигаций запущен около двух лет назад. Им пользуются, в первую очередь, регионы РФ. На сегодняшний день уже 23 субъекта страны используют его для реализации абсолютно разных инфраструктурных проектов. Начиная от строительства сетей ЖКХ, заканчивая социальными объектами и дорожно-транспортными проектами.
Регионы к нам приходят зачастую на этапе идеи. Мы можем финансировать не только капитальное строительство, но и проектирование объекта. В нашем портфеле 45 проектов на 145 миллиардов рублей. На днях правительственной комиссией был одобрен очередной проект — строительство троллейбусных сетей на 5,2 миллиарда рублей в Челябинской области.
Произведено уже шесть выпусков инфраструктурных облигаций на общую сумму 90 миллиардов рублей. В прошлом месяце мы завершили шестой выпуск, он самый крупный — на 30 миллиардов рублей. В этом выпуске поучаствовало более двух тысяч инвесторов. Это банки, страховые компании, пенсионные фонды и физические лица. Этот инструмент стал узнаваемым на рынке.
Инфраструктурные облигации получили статус социальных облигаций. И торгуются в отдельном секторе на Московской бирже. В будущем спрос на них будет расти, потому что этот механизм позволяет, не анализируя глубоко проекты, вкладывать средства в развитие инфраструктуры. В том числе, выполняя определенную социальную функцию.
Почему ещё не все регионы используют механизм инфраструктурных облигаций? Дело в новизне проекта. Некоторые территории хотят сначала посмотреть, как им воспользуются соседи. Кроме того, проекты требуют экспертных команд в регионах, ведь с точки зрения структурирования проектов, особенно если мы говорим о государственно-частном партнерстве, о концессиях, они все непростые. Те регионы, где есть экспертные команды, которые занимаются направлением ГЧП и концессиями, наиболее успешны в реализации инфраструктурных проектов.
Самый крупный проект — финансирование строительства обхода города Тольятти. Размер займа — 24 миллиарда рублей. Это огромная автодорога. Примечательно, что там было использовано много источников финансирования. В том числе, рыночное банковское финансирование, инфраструктурные бюджетные кредиты и инфраструктурные облигации. К решению подошли комплексно. Надеюсь, в следующем году увидим сдачу объекта в эксплуатацию.
География применения инфраструктурных облигаций обширна. Активно участвуют регионы Дальнего Востока, где проблема инфраструктурный недостаточности особенно актуальна из-за сложных климатических условий, сложной логистики. Стоимость строительства выше, чем в среднем по России. Там нужны такие механизмы поддержки как инфраструктурные облигации. Могу выделить проект в Южно-Сахалинске, где строится большой микрорайон на 300 тысяч квадратных метров. А мы через формат концессии финансируем строительство автодороги к микрорайону, сетей электро- и теплоснабжения.
Доверие инвесторов инфраструктурные облигации вызывают, в первую очередь, потому, что за ними стоит ДОМ.РФ. Это ключевой институт развития, который занимается развитием жилищной сферы в нашей стране. А второе — над анализом и отбором проектов работает профессиональная команда. У нас создан Центр компетенций, где мы помогаем структурировать проекты и доводить их до завершения.
Механизм становится востребованным. Спрос на наши бумаги по последнему выпуску в два раза превысил предложение. Считаем, что у инфраструктурных облигаций большой потенциал для последующего роста.