JavaScript отключен. Страница может работать с ошибками.
Пожалуйста, включите JavaScript
Екатерина Черкес-заде: Про «странный» креативный класс, работу с культурным кодом и путь Бусидо | Self-Made | WBCMedia | Смотреть видео на канале World Business Channel
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |

Екатерина Черкес-заде: Про «странный» креативный класс, работу с культурным кодом и путь Бусидо

от Анастасия

Екатерина Черкес-заде, управляющий партнер университета креативных индустрий Universal University

Сильно ли креативная индустрия влияет на пользовательское поведение?
Как увеличить долю креативной экономики в ВВП страны? 
Почему многообразие культурных кодов России – это преимущество? 
Об этом, а также о том, зашит ли креатив в ДНК-коде, о «воспитании» заказчиков, инфобизе как «песочнице талантов», чтении буддистской литературы и ущербности позиции «достигаторов».

Тайм-код:

  • 00:15 «Хорошо, что пока креативная экономика не закреплена в каких-то определениях, потому что в России она находится в стадии формирования»
  • 03:31 «До сих пор в России недооценен эффект того, что делают дизайнеры. Они напрямую влияют на пользовательское поведение» 
  • 05:10 Про участие креативного сектора в фуд-индустрии: «Японцы не едят роллы вообще, роллы были придуманы для того, чтобы продать японскую кухню вовне»
  • 07:22 «В России по разным оценкам около 2% в ВВП страны – это креативная индустрия»
  • 08:45 «Креативный класс не работает от звонка до звонка, с понедельника по пятницу, он работает проектно»
  • 10:09 «У креативного сектора, как у любого сектора, есть два заказчика – В2В и В2С»
  • 10:52 «В России не легализован креативный класс, как класс. Это какие-то странные люди, не понятно, чем занимающиеся»
  • 13:17 «У нас есть крен в экономике, который по разным причинам влияет на тот сектор, о котором мы говорим»
  • 14:12 «Креативный класс становится все более нужным. Это вопрос не только импортозамещения сейчас»
  • 14:49 «Наша задача не просто вырастить креативный сектор. А вырастить его для косвенных эффектов всей остальной экономики»
  • 17:00 «Креативная специализация – это не только конкретно художник, дизайнер, режиссер и так далее, мы мыслим индустриями» 
  • 17:57 «Мы учим всех взаимодействовать друг с другом, делать вместе классный продукт»
  • 18:45 «Мы, правда, считаем, что заказчика надо воспитывать»
  • 20:07 «Я никогда не хотела работать в корпорации, никогда. Мне казалось, что это какой-то странный путь»
  • 22:23 «Мы учим на основе реальных проектов. Это была прорывная модель 20 лет назад»
  • 23:58 «IT, креатив и предпринимательство – эти трое делают продукт, все остальные будут на них работать в обслуживающем персонале»
  • 25:49 «Я пришла к креативной экономике, потому что я понимаю, что это алмаз, который лежит на полу и его никто не замечает и не понимает его эффект»
  • 26:16 «Я не очень люблю понятие талант, потому что многие закапывают свой талант. Значит, нужно еще много всего, чтобы стать успешным профессионалом»
  • 29:06 «Надо выделить ребенку свободное время и понять, чем он в это время будет заниматься»
  • 31:49 «Высшее образование должно поставить голову, у него нет задачи воспитать из тебя человека, который знает, что хочет»
  • 33:36 «Если ты учишься постоянно, являешься профессионалом, твоя ответственность и твоя обязанность – преподавать»
  • 35:00 «У нас очень много классного культурного кода, с которым мы вообще не умеем работать»
  • 38:34 «20 лет назад первые преподаватели приезжали из Великобритании, и они учили наших студентов работать со своим культурным кодом. Потому что интеграция в глобальный контекст возможна только так» 
  • 38:50 «У нас есть огромное преимущество: у нас многонациональная страна, у которой количество этих культурных кодов просто бесчисленное»
  • 40:26 «Я стараюсь читать каждый день. Читаю 30-40 минут текста на ночь»
  • 43:07 «Обожаю современное искусство и коллекционирую его. Я нахожу тех, про кого еще никто не знает, я знаю, что он выстрелит»
  • 44:47 «Я счастливый человек, потому что нет границы между работой и тем, что я люблю»
  • 45:04 «Да, у меня предпринимательский мозг»
  • 45:53 «Я живу по Бусидо и считаю, что не могу не пройти свой путь»
  • 47:49 «Все ошибки приводят к точке, которая оказывается твоим успехом»
  • 52:06 «В инфобизе много талантов, которых потом хантит индустрия»
  • 53:50 «Я всегда люблю разговаривать с профессионалами той или иной области на другую тему»
  • 56:53 Как строить диалог с людьми не из креативной индустрии: «У меня несколько манипуляций»

Креативные индустрии в России

Во-первых, это хорошо, что пока креативная экономика не закреплена в каких-то определениях, потому что в России она находится в стадии формирования. Есть 14 секторов, которые традиционно последние 20-30 лет стали относить к креативному сектору. От дизайна, кино, анимации, игр до фэшн, архитектуры, современного искусства и так далее. Это понятный сектор, который делится на две части и развивается по-разному. Первая часть – это все, что связано с интертейментом в самом широком смысле, это разный тип контента, от музыки до кино, игр, сериалов. Туда входят новые медиа, в каком-то смысле телевидение, журналистика. Я туда отношу и издательское дело, потому что это, так или иначе, создание разного типа контента. Есть, конечно, культурная часть, которая связана с современным искусством, театром, другого типа секторами, которые сильно влияют на другие сферы экономики. Ректор ГИТИСа приводит пример, что, когда ты едешь в Москву, обязательно возьмешь билет в театр. И здесь понятно, что культурный сектор очень сильно влияет на развитие туризма. Если в городе проходит какой-то фестиваль, это будет более привлекательно. И есть прекрасные примеры: Зальцбург, Канны и т.д. Наш Сочи, где проводился «Кинотавр». Совершенно понятно, что в это время точка притяжения людей работает через разного рода программирование. Это понятная преображающая функция через культуру, за счет которой можно развивать экономику.

Все, что связано с дизайном в самом широком смысле… Туда отношу и архитектуру, и урбанистику, и все, что связано с дизайном, продакт, фэшн, коммуникационный-, диджитал-дизайн. Это инструмент преображающей среды, который дает возможность поставить человека в центре всего того, что происходит. Благодаря мобильным приложениям, через этот инструмент, было полностью перепрошито наше пользование такси. Мы, как дизайнеры, напрямую влияем на пользовательское поведение. Такая же история с мебелью, такая же история с фэшн, с тем, как выглядят автомобили, любой другой предмет, который нас окружает. Мало кто задумывается, что все, что человека окружает: здание, в котором он находится, среда, в которой он находится, звук, который он слышит в аэропорте, навигация, которая его касается – это все элементы дизайна. Про это много Лебедев говорит, и он абсолютно прав, потому что до сих пор в России недооценен эффект того, что делают дизайнеры.  В чем ходим, как выглядим, чем мы пользуемся, как ориентируемся в городе и так далее.

Конечно, есть еще сектор, который то относят, то не относят к креативной индустрии. Я считаю, что точно надо относить. Это все что связано с хоспиталити и все, что связано с едой. Это ресторанные сервисы, производство еды, дизайн упаковки. Почему? Потому что вся цепочка создания продукта и того, в какой момент тот или иной продукт попадает на стол (например, в ресторане или в отеле), там очень большой объем креативного сектора принимает участие. Почему я про это упомянула? Потому что во Франции совершенно понятно, что основными секторами развития креативной экономики является фэшн, кино и фуд. На этом делаются основные деньги. И поэтому фуд включен, потому что он является классным продуктом и круто работает на экспорт. Такая же история в Италии. Там фуд является частью креативной индустрии. Паста абсолютно понятный продукт, продающийся везде. Есть классная история про позиционирование еды в Японии. Есть программа Cool Japan. Японцы долго думали над позиционированием страны и сделали интересный вывод, что все, что думают про Японию – это то, что они странные, непонятные. Они взяли свою кухню и переработали под мировой экспорт. Японцы не едят роллы вообще, роллы были придуманы для того, чтобы продать японскую кухню вовне. И мне нравится, что это не четкие, жесткие определения, это постоянно мигрирующая среда, благодаря которой появляются новые продукты и услуги. И это самое главное, чем креатив хорош.

Как сделать, чтобы доля креативной экономики в ВВП страны была больше?

Здесь много факторов. Во-первых, мы сейчас не знаем, какой у нас объем. В России по разным оценкам около 2% в ВВП страны – это креативная индустрия. 2022 год сильно на это повлиял, будем честны. Креативная индустрия выстроена вокруг таланта людей и команды. Этот продукт построен на людях. Если какая-то часть наших коллег мигрировала, мы теряем за счет того, что нет людей готовых что-то делать. Сейчас большие компании, большие банки испытывают нереальный дефицит дизайнеров. А мы же сейчас пользуемся всеми сервисами через мобильные приложения. Очень многие компании, HR, с которыми мы общаемся, говорят, что нет трети людей в обычном обслуживании этих сервисов. А это напрямую влияет на развитие компаний.

Самая главная сейчас задача — за счет образования и разных других вещей восполнить это и сделать так, чтобы креативный класс мог реализовать себя в России. Поэтому, когда мы говорим про развитие креативного сектора, мы должны говорить про развитие среды для предпринимателей, для креативного класса и сектора в принципе, потому что он не похож на обычный образ жизни людей. Креативный класс не работает от звонка до звонка, с понедельника по пятницу, он работает проектно, он постоянно пересобирается в команды для решения той или иной задачи, он постоянно путешествует. 50% креативного класса – это фриланс. То есть нужно создать крутые условия в городах, которые дают возможность классно жить, там классная культура, там классная среда, тебе есть, где развивать своих детей, тебе там интересно, ты можешь влиять на развитие города. Тогда, конечно, вырастет креативный класс. Это снизу если говорить. А если сверху… то это вопрос позиционирования креативного класса в такой же нужности, как и IT. У нас креативщики – это какие-то странные люди, не понятно, чем занимающиеся – в сознании людей.

Основной заказчик в креативной индустрии 

У креативного сектора, как у любого сектора есть два заказчика — В2В и В2С. У креативного сектора, так получилось, основной заказчик — В2С, применение его – В2В в России до сих пор почему-то подвергается сомнению. То есть далеко не на любом заводе, производящем в России что-нибудь, есть дизайнер.

В России не легализован креативный класс, как класс. Это какие-то странные люди, не понятно, чем занимающиеся. Если искусство, то Pussy Riot… Современное искусство в России понимается так. Искусство бывает очень разное. Если, упаси господь, ребенок берет оружие и идет в свой класс, в школу, — это не проблема с ментальным здоровьем, это не неблагополучная семья, это компьютерные игры виноваты. Есть еще часть креативного класса, который исконно относится к культуре и к наследию. Там нет вопроса за что человек платит рублем. Есть крен про конкретный креативный класс, который мы сейчас имеем.

Второй вопрос – кто заказчик у В2В сектора в России. Пример приведу. Есть прекрасный институт в Бауманском университете. У них госсектор заказывает разработку материалов, например, нужны классные материалы на оборонку, шлемы для снайперов. Потом они делают неплохие шлемы для строителей. Но если надо сделать шлемы для пятилетних детей-роллеров, выходя на В2С, у нас проблема.  Но в целом, это до сих пор В2G не В2B. У нас есть этот крен в экономике, который по разным причинам влияет на тот сектор, о котором мы говорим.

Но, с другой стороны, это не пессимистичный взгляд, потому что я вижу большие изменения. Центры дизайна, архитектуры, урбанистики, благоустройства в городах стали очень важной частью повестки. И поэтому креативный класс становится все более-более нужным. Это вопрос не только импортозамещения сейчас. Просто нужно выходить на другие рынки, переупаковывать продукты, придумывать продукты, делать их интересными, классными для нового типа пользователей. Это креатив.

Про Университет креативных индустрий  

Наша задача не просто вырастить креативный сектор. А вырастить его для косвенных эффектов всей остальной экономики. Креативная индустрия и креативная экономика влияет на добавленную стоимость всего. Такой пример мне привел владелец одной из главных сетей ресторанов: «Кать, ресторан выбирает воду по дизайну бутылки. Ты не можешь проверить вкус воды, ты выбираешь классный дизайн бутылки». Соответственно, дизайн бутылки напрямую влияет на стоимость воды. Если дизайн у бутылки классный, то вода может стоить тысячу рублей за бутылку. И так во всем. Поэтому, отвечая на вопрос про образование: здесь все идут навстречу друг другу. Креативная специализация – это не только конкретно художник, дизайнер и так далее, мы мыслим индустриями.

Киноиндустрия – это не только актер, оператор, режиссер, там еще большая работа была до продакшна, еще есть постпродашкн, еще есть люди, которые занимаются дистрибуцией контента и другие удивительные люди. И специализаций в кино больше 60-ти вообще-то. А есть еще специализации, которые появились в России и их больше нигде нет. Например, появилась такая специализация, как второй режиссер. И никто не хочет быть вторым режиссером, хотя в Америке это first assistant. А второй режиссер появился потому, что во время Великой Отечественной войны у режиссеров была бронь, а у всех остальных нет. И режиссер сказал, что не сможет снимать кино без определенного человека, его назвали вторым режиссером и теперь у нас есть позиция второй режиссер.

Мы учим всех взаимодействовать друг с другом, делать вместе классный продукт. Поэтому, когда мы формулируем отдельных людей, которые выходят на рынок со своим портфолио, это уже так не работает. Мы должны выпускать команды, участников экономического процесса.

А вот как идет процесс сближения? Вопрос в том, что компании находятся на В2В-рынке, на В2С-рынке или на В2G. С В2В и В2С – уже все понятно, без дизайна, маркетинга, коммуникаций и понятного креативного сектора компания просто не может развиваться, если ее конечными потребителями являются люди. Это не работает.

Что должны уметь и знать профессионалы креативной экономики?

Сами профессионалы знают про себя достаточно много всего. Но они не всегда могут обосновать свою пользу для проекта.  Люди культурные, интеллигентные и не очень умеют заниматься самопозиционированием. Мы считаем, что заказчика надо воспитывать. У нас есть шутка. Когда все стали обсуждать GPT, который всех-всех-всех заменит. Буквально на днях я написала в соцсетях: «Что вы все переживаете? Чтобы заменить креатора, дизайнера и так далее, заказчик должен знать, чего он хочет. А мы же знаем, что он никогда не знает, что он хочет». Поэтому GPT не может сильно испортить работу креативному классу.

Про путь в креативной индустрии

Моя первая специализация – редактор. И я достаточно быстро сделала первую карьеру, училась на вечернем и в 17 лет пошла работать. Поэтому я в целом была сопричастна креативным индустриям изначально. Потом у меня мама библиотекарь, папа художник. Я научилась читать в библиотеке и поэтому мной, как редактором, вообще никто не удивился. И в целом я увлекалась искусством, выросла в этой среде. Я никогда не хотела работать в корпорации, никогда. Мне казалось, что это какой-то странный путь.  А дальше в 23 года я пришла в «Британку». На тот момент это был очень молодой проект, классный, амбициозный и там учили не так, как в наших ВУЗах, а я только окончила университет. 

Я уже 15 лет только в этом проекте.  Университет – большая штука, мы начинали с образования, решали конкретные задачи. Не было дизайнеров – Школа дизайна, не было специалистов компьютерных игр, компьютерной графики для кино – Scream School, нет специалистов кино, которые нужны, растет киноиндустрия – Московская школа кино, нет архитекторов, нет урбанистов — Школа урбанистики. Мы всегда были ответом на запрос индустрии, мы всегда знали, для кого работаем. В этом очень большая разница и отличие нас от других университетов. 

Так как ты живешь в системном фитбэке от индустрии, а еще индустрия у тебя преподает, у нас же только практики преподают, у нас нет теоретиков вообще. А еще мы учим на основе реальных проектов. Это была прорывная модель 20 лет назад. Это большой проект и в нем много прекрасных людей, с которыми мы делаем это вместе. Мы два управляющих партнера, и мы делаем это вместе с Марией Ситковской, которая сейчас отвечает в основном за образование. А последние 6 лет мы стали активно заниматься консалтингом городов, территорий, компаний, потому что в одном месте у нас оказалась кросс-дисциплинарная экспертиза всех направлений, которые нужны. К нам приходит город, мы делаем исследование, пишем стратегию, собираем сообщество, мы знаем, как развивать территории, как работать с брендингом территорий. Это дало возможность представить для России уникальную экспертизу, которую можно формулировать, как экспертиза в креативной экономике. Ты учишь местные компетенции развиваться через несырьевой сектор. И это есть точка роста экономического развития в России.

Треть молодежи хочет работать в IT, треть предпринимателями и треть — в креативе. Это исследование в 2020 году сделано Росмолом, они сделали программу «Большая перемена». Школьники выбирали себе в наставники учителя. Это взорвало школы, потому что школьников никогда не спрашивали, какой учитель им нравится и почему. И вдруг школьники стали выбирать не самых заслуженных учителей, а каких-то других. И это тоже было интересно. Это про человекоцентричную среду, она же везде должна быть. И вот оказалось, что треть ребят хотят идти в креатив. А еще интересно, что IT, креатив и предпринимательство – эти трое делают продукт, все остальные будут на них работать в обслуживающем персонале (от бухгалтерии, юристов до всех остальных). Они всех остальных будут нанимать. И это очень большой шанс для страны, если это поддержать. Поддержать предпринимателей, потому что им негде учиться. IT — есть, ты идешь в математики. Для креатива — нет ничего, кроме музыкальных школ и «художки», где не учат креативу, где отбивают желание, если коротко. Вот если эти трое смогут делать какой-то прикольный продукт, у нас есть шанс.

Я пришла к креативной экономике, потому что я понимаю, что это алмаз, который лежит на полу и его никто не замечает и не понимает его эффект. Я видела эффекты в периметре того, что мы делали с регионами, с людьми и так далее. Просто хочется эту экспертизу расширить и сделать так, чтобы все так начали думать.

Креатив в ДНК-коде или этому можно научиться?

Искренне считаю, что нужно учиться. Есть 3-4% очень-очень талантливых людей, у которых с детства нет другого пути как, допустим, стать художником. Это просто видно, просто надо помочь этому таланту развиться. Я не очень люблю понятие талант, потому что многие закапывают свой талант. Значит, нужно еще много всего, чтобы стать успешным профессионалом. Мы ушли от понятия творческие индустрии сразу в креатив, потому что человек, который решил себя реализовать в этом секторе экономики, во-первых, выбирает другой образ жизни, это человек, который вряд ли будет работать на зарплату, он будет работать от проекта до проекта. Он должен постоянно оставаться конкурентоспособным, и он должен быть очень профессионален, чтобы взяли на следующий проект. С другой стороны, он гораздо быстрее ориентируется на месте, во времени и пространстве. Потому что, если ты профессионал, ты открыт, ты коммуникабелен, с тобой хотят работать, тебе постоянно нужно себя продать. У творческих людей с этим большие проблемы, поэтому им нужны продюсеры, кастинг-директора. Индустрия ведь очень разная. Условно, художник должен работать, у него должен быть рядом галерист или дилер, который занимается его продажей. У нас по разным причинам кастинг-директора для актеров появились не так давно. Поэтому у нас люди более закаленные и умеют себя продавать. Парадокс в том, что креатив, с одной стороны, не умеет себя продавать, но креативный класс настолько живучий именно потому, что он в условиях турбулентности живет просто по дефолту.

Если вы родители и видите, что ваш ребенок, как нормальный ребенок, занят всем на свете… А у нас такие сейчас родители, что у детей нет свободного времени… Надо выделить ребенку свободное время и понять, чем он в это время будет заниматься. Если он будет слушать музыку постоянно, пусть попробует трек записать. Если видосики снимает для тик-тока, пусть попробуем записать что-то про сторитейлинг, что-то более длинное. Если подкасты слушает, пусть сам попробует записать. Я знаю детей, которым после того, как мы давали им возможность собрать свою игру, становится интересной математика, есть те, кто в Бауманку и МФТИ поступали, потому что они решили играми заниматься, технологиями. Чтобы плавно зайти в креативные индустрии, надо в этой среде находиться. Если у тебя папа архитектор, у тебя нет проблем, если ты придешь к нему и скажешь: «Ппапа, я буду художником или актрисой». Наверное, будет меньше сопротивления. А если говорить про такие профессии, как дизайн, тебе еще приходится родителям объяснять, что работаешь в диджитал-маркетинге. Пойди объясни это человеку 60+… Почему ты работаешь на проектах без трудовой книжки и нормального стажа? То есть детям надо помогать и делать так, чтобы они все попробовали.

Если говорить про высшее образование, то высшее образование должно поставить голову, у него нет задачи воспитать из тебя человека, который знает, что хочет. Скорее всего, то, что ты хотел в 17 лет и то, что будешь хотеть в 22-23 – это разные вещи. Поэтому не надо ставить перед собой задачу, что ты выбрал профессию навсегда. Ты выберешь область деятельности, и ты можешь потом передумать. У нас самый большой сектор – 25-45 лет, когда люди наконец поняли, кем они хотят быть и пришли за профессией мечты. В креативный класс, в креативный сектор можно заходить в позднем возрасте. Причем, часть специализаций точно сработает в плюс. Всегда приводим такой пример: ты сценарий про любовь в 20 лет не напишешь нормальный, а в 35-40 уже есть какой-то опыт. Такая же история с режиссурой. И последний момент, что тогда, когда ты уже в креативных индустриях работаешь, ты работаешь в креативной экономике и ты постоянно учишься. Накопительным итогом ты каждый год формулируешь свою образовательную траекторию. Это касается конференций, которые ты посещаешь, образовательных программ, онлайн-курсов, программ развития, коучинга. Все, кто системно работает в креативной экономике – так живут.

Мы все живем в большом объеме информации, 95% информации появилось в последние 30 лет. Раньше людям было проще жить. И для того, чтобы ориентироваться в этой информации, нужен другой навык. Очень нужны эксперты, эта прослойка, которая навигирует в этом потоке информации и вычленяет важное. А вторая часть – если ты учишься постоянно, являешься профессионалом, твоя ответственность и твоя обязанность — преподавать. Есть понятие андрогогика, когда ты учишь взрослых людей, а, значит, ты учишься у взрослых людей.  И это дает нам возможность по-другому взглянуть на процесс обучения, перестать его какими-то отрезками мерить, а формулировать, что это просто часть вашей жизни. Это и к предпринимателям относится, и к технологиям, и ко всем, кто хочет идти в будущее.

Про культурный код 

Один из любимых моих игровых разработчиков сказал очень важную вещь: «Я делал игры по мотивам русских сказок 10-15 лет назад и не надо было меня учить родину любить для того, чтобы я это сделал». У нас очень много классного культурного кода, с которым мы вообще не умеем работать. Но формулировать взаимодействие с культурным кодом и развивать его нужно очень правильным способом, через правильные инструменты. У нас много примеров, которыми мы гордимся. У нас есть Маша Джанкой (сейчас уже американский фэшн- дизайнер), она из Крыма. Она выиграла Нью-Йоркскую неделю моды, как самый молодой, перспективный дизайнер, и по результатам был этот коллаб с Puma. Кроссовки, вышитые крестиком, раскупили за сутки по всему миру, потому что культурный код является самым главным, что ты можешь привнести в креативную экономику и в глобальную экономику в целом. Никому не интересно, если ты делаешь дизайн интерьеров в скандинавском стиле. Ты можешь это делать, но это я называю это «евроремонт головного мозга». Самое интересное сделать дизайн интерьера, учитывая многообразие российского культурного кода. У меня дядя в Грузии, он следит за Balenciaga, он максимально далек от креативной индустрии, он высылал мне новые комментарии по поводу новых их коллекций: «О, неоновый браслет – тысяча долларов. А обычный грузинский мужской браслет серебряный стоит 200 долларов. Мюли Balenciaga – грузинские тапочки для танца». А это узнаваем код и это так работает. Поэтому знание своего культурного кода позволяет тебе на рынке представить уникальный продукт и услуги, который будет идентифицировать мир, как твой личный стиль. Это самое интересное.

20 лет назад первые преподаватели приезжали из Великобритании, и они учили наших студентов работать со своим культурным кодом для того, чтобы делать продукты и услуги интересные миру. Потому что интеграция в глобальный контекст возможна только так.

У меня еще есть один классный пример. Мы делали ювелирную школу в Якутии. Мы взяли ребят, которые делают ювелирку в Якутии. Они вообще не понимали, что такое дизайн. Они умеют делать классные свои этнические, уникальные работы, но каким образом выйти с ними на азиатский рынок и сделать, чтобы азиатская женщина стала покупать якутские бриллианты не за стоимость бриллианта, а за стоимость дизайна… Это уникальная история. Как сделать так, чтобы российские 25-летние девушки стали носить янтарь? Это вопрос. У нас есть огромное преимущество, у нас многонациональная страна, у которой количество этих культурных кодов просто бесчисленное. Это надо просто упаковывать в классные бренды и через современный инструментарий, работы с дизайном, упаковкой, позиционированием, маркетингом, выводить на глобальный рынок. Сейчас есть в глобальном поле много вопросов к России. Но конкретно к якутам вопросов нет. Это дает возможность выводить из России новый тип продуктов иначе и помочь регионам развиваться. У регионов есть очень большой шанс сейчас.

Как рождаются идеи?

Это самый сложный вопрос, наверное. Я стараюсь читать каждый день. На ночь читаю 30-40 минут текста. Я совсем разную литературу читаю. Сейчас классная вышла книга про брендинг территории, про мастер-планирование (я много этим сейчас занимаюсь), много читаю про урбанистику. Пишу диссертацию и много читаю исследований про креативную экономику, то есть профессиональную литературу.  Кроме этого, обязательно читаю художественный текст, но очень конкретных авторов. Из «художки» считаю, что всем Джойса надо читать. Но это уже должен быть читатель, который готов потреблять текст как отдельное художественное высказывание, а не следить за сюжетом. Вообще считаю, что русская литература, Серебряный век, Платонов, это важно.  Так как у меня работа была связана с текстом, я редактор, то я читаю текст для того, чтобы думать. Я знаю, что мне надо почитать, чтобы подумать на определенные темы. Много читала последнее время буддистских текстов, мне важно было разобраться… У меня вообще коллекция кимоно, люблю азиатскую культуру. Я решила разобраться в исконно-посконном, как это устроено внутри и это дало мне много других взглядов на вещи.  Весь 2022 год, когда все занимались думскроллингом, переживали и была перманентная истерика, мне говорили: «Что ты такая спокойная?» А я говорила: «Если ты видишь листочек, ты не видишь дерева. Если реагировать на огромный объем листочков, ты закончишься. Тебе надо видеть дерево. Тогда ты стоишь».

И, конечно, искусство. Мне повезло, я была директором практически всех школ в периметре. Кроме музыки и архитектуры. В архитектуре я училась, практически всем руководила в разное время и поэтому глубоко разобралась в каждом направлении. Меня лечит искусство. Я слушаю классическую музыку, хожу на рейвы, обожаю электронную музыку и все, что с ней связано. Обожаю современное искусство и коллекционирую его. Я нахожу тех, про кого еще никто не знает, знаю, что он выстрелит (в семье просто так было, мы знаем). Покупаю за бесценок часто, а потом он выстреливает. То есть искусство очень капитализируется. Я счастливый человек, потому что нет границы между работой и тем, что я люблю.

Про предпринимательство

Да, у меня предпринимательский мозг. Мой друг, партнер и соратник Мария всегда говорит: «Упаси господь, Кате принести вопрос. Потому что там будет 100500 вариантов решения задачи. У меня никогда нет ощущения, что это невозможно решить. Я не очень хороший операционщик, но у меня дизайнерский мозг. Мне очень сложно что-то объяснять людям, потому что для меня это очевидно, а надо переводить. Но потом мне приходят и говорят, что поняли. Это как в коммуникации с противоположным полом, они должны сами понять, что это они все придумали.

Про трудные решения

Я их принимаю не одна. Мы очень долгое время с Марией были вместе в классном тандеме и многие даже не понимали, как мы делим обязанности. Но сейчас мы выросли, проект вырос, мы поделили эти обязанности, зоны ответственности, но все решения мы все равно принимаем вместе. Очень важно иметь партнеров, с которыми ты разделяешь ценности и у тебя одинаковые представления, что такое хорошо и что такое плохо. Иногда она меня вытаскивает, иногда я ее вытаскиваю, у нас очень комплементарные в этом смысле компетенции. Это очень важно — на кого-то опереться. Я не вижу другого пути, как еще эти решения принимать. Хотя я очень люблю проекты, которые придумала. А дальше очень важно отпускать и делать так, чтобы проекты жили своей жизнью. Это важный навык, ему тоже пришлось учиться. У меня нет ощущения, что есть ситуации, с которыми я не могу справиться. Но это просто такая жизненная позиция. Я живу по Бусидо и считаю, что не могу не пройти свой путь.

Про ошибки

Я считаю, что ошибки – это очень хорошо. Про это много книг и фильмов снято. Все ошибки приводят к точке, которая оказывается твоим успехом. Большая часть людей думает, что есть успешный успех. Но люди не видят, сколько раз у тебя не получилось, прежде чем получилось. У меня были вещи, которые долгое время не получались, продолжаю долбить в эту точку. Но мне проще, потому что есть достигаторы, которые считают, что, если сейчас они цели не достигли, они проиграли. И это ущербная позиция. У меня есть 30-40 лет, за это время я бы хотела, чтобы в России креативная экономика стала драйвером развития, она должна перепрошить очень многие вещи.  Как человек живет, как он формулируется в России, какие у него есть точки роста, как бизнес может формулировать себя, как бизнес может выходить вовне, как Россия может позиционироваться на внешнем рынке и так далее. Если ты мыслишь в категории 30-ти лет, что-то, что у тебя не получилось в конкретном квартале 2023 года и случилось по дороге, как в 2022 году, не имеет значения. Не надо долго на эту тему рефлексировать, надо просто вытащить какой-то опыт и после этого идти с ним и использовать его. Я бы считала проблемой, если во второй раз сделал эту ошибку, в третий раз… А то, что пошло не по плану и ты ошибся, не проблема. Надо просто перестать мыслить короткими дистанциями. Спринтерскую историю я очень не люблю, может быть, я медленно двигаюсь, но двигаюсь туда, куда считаю важным и нужным. На этом успешном успехе люди не видят очень важных вещей. А самое важное – это прожить интересную, длинную жизнь, полную осмысленной позиции.  Осознанность уже не то слово немножко, потому что все такие осознанные вокруг и делают те же самые ошибки. Осознанность сейчас очень классный маркетинговый инструмент. Осознанности очень мешает инфобиз.

Инфобиз и образование

Человек может учиться, как угодно. Может быть, он слушает ролики и что-то понимает, черпает. Помните книжку про 10 тысяч часов? 10 тысяч часов с точки зрения академического образования — это бакалавриат плюс магистратура. То есть, когда люди говорят, что нужно пройти 10 тысяч часов, чтобы стать профессионалом в той или иной области, на самом деле, это маркетинговая упаковка. Можно 10 тысяч часов смотреть что-то… Вот такой ответ на этот вопрос. Человек должен сам определять, что он делает и как. В инфобизе много талантов, которых потом хантит индустрия. Оттуда вырастает много ведущих. Илья Найшуллер снял прикольный ролик, потом снял кино. Круто же? Круто. Поэтому я считаю, что все новые медиа надо воспринимать не как инфобиз и что-то великое, а как то, что это большая песочница, в которой много чего может случиться интересного и дальше стать частью индустрии.

Про людей, с которыми хочется поговорить

Я всегда люблю разговаривать с профессионалами той или иной области на другую тему, потому что мне интересен не только профессиональный взгляд на вещи, но и как профдеформация влияет на взгляд на другую тему. Люблю говорить про креатив с IT, с финансистами, с людьми, которые к этому особо не относятся. Мне очень интересно, что они могут привнести в наше общее дело. Я тоже человек, который несет им что-то важное и интересное.

Как строить диалог с людьми не из креативной индустрии?

У меня несколько манипуляций. 90% — что их дети не хотят заниматься, чем занимаются родители. А чем хотят заниматься дети? Вот это интересный разговор. Во-вторых, из регионов уезжает молодежь. Что надо сделать для того, чтобы молодежь осталась в городе? И креатив оказывается так или иначе полезным. Креативный сектор – это нематериальный сектор, его невозможно пощупать, но он важен. Есть пространства, в которых ты находишься и тебе приятно, а есть, в которых нет. Как это влияет? По–разному. Вот это — креатив. Это касается любой среды, экономической, в том числе. В 2020 году Тюмень вышла с лозунгом, что креативная индустрия – это новая нефть. Я считаю, что это победа. И я сказала это нашим выпускникам, они вышли с этим на государственном уровне. Это же с точки зрения инвестиций наименее дорогой вход. Тебе просто надо собрать 10 человек, посадить их за компьютеры, налить им чай. Дальше все про скилы, про которые мы говорим, что нужно сделать для того, чтобы они создали совместный продукт. Вот и все! Тебе не надо строить завод, тебе вообще ничего не надо строить. У нас Фонд игровых разработчиков появился на днях, частный Фонд Романа Аркадьевича (Абрамовича) про кино появился года три назад. То есть инвесторы приходят в креатив только сейчас. А так как сейчас в стране по разным причинам очень много денег и не понятно, куда их вкладывать, давайте вкладывать их в людей. Они есть, вот они.

Смотрите также: