Ксения Караулова, основатель ресторанов Булошная, Житная 10
У Вас за плечами – большое журналистское прошлое, Вы были успешным журналистом, причем в Правительственном пуле. Почему приняли решение стать предпринимателем?
Если, одним словом, то по глупости. А если поподробнее, то действительно я работала политическим обозревателем в информационном агентстве ИТАР-ТАСС. Я общалась с очень многими интересными людьми, было много встреч с президентами, королями. Работа была потрясающая, я была очень довольна. Но наступил момент, когда в одной из командировок я познакомилась со своим будущим мужем, и, как вы понимаете, семейная жизнь и поездки – это вещи несовместимые. Мне пришлось делать выбор, я его сделала в пользу семьи. После этого я как-то осела в Москве, с тех пор много, где работала.
Работая в учреждениях, я пришла к выводу, что у меня очень много энергии, задумок, многое хотелось бы изменить.
Я человек результата, и самое ценное, что у нас есть, — это, конечно, время. Мне было жаль его терять. Я понимала, что могу сделать больше, поэтому приняла решение заняться чем-то своим. Когда всё будет зависеть только от меня, от моей работоспособности, потому что я не тот человек, который имитирует работу.
Но в 22-23 года я была полна иллюзий, и мне пришла безумная идея, что начинать свой бизнес нужно с помещения. Я не знала, чем я буду заниматься, я начала искать просто помещение. Так прошло полгода, и мои поиски были безуспешны.
Но потом на одном мероприятии мне повезло познакомиться с человеком, который продавал небольшое помещение. Я влюбилась в это место и ауру. Я приняла решение о покупке, но естественно на тот момент у меня не было никаких денег. Мне дали на хороших условиях кредит.
После покупки помещения я стала думать, что же я буду здесь делать. Изучив район, его историю, я поняла, чего этому месту не достаёт. И приняла решение сделать булошную.
Изначально в этом доме находилась купеческая булошная.
Почему такое позиционирование – кафе, а не ресторан? Хотя меню полноценное, ресторанное.
У нас можно и позавтракать, и пообедать, и поужинать, меню у нас ресторанное.
Но кафе предполагает более демократичный формат, где каждый человек может зайти съесть пирожное, выпить кофе, на него не будут косо смотреть ни официанты, ни остальные посетители, гости.
А когда Вы осознали, что Ваша идея стала бизнесом и стала приносить доход?
Сначала это была катастрофа. Не имея абсолютно никакого образования, никаких помощников и советчиков, я всё проходила на своём опыте, на своей шкуре. Я сделала массу ошибок.
Сейчас я могу уже с уверенностью сказать, что все эти ошибки – мой драгоценный опыт. И если я сегодня возьмусь за какое-то дело, то для меня уже ничего не будет страшно, потому что я там прошла всё, что могла.
Сначала мне казалось, что только я могу всё сделать хорошо и правильно, делегировать полномочия – мне было сложно. Я всё перепроверяла, перепоручала, смотрела и в какой-то момент я поняла, что меня на всё не хватит.
Нужно действительно уметь доверять, где-то делегировать, какие-то вещи отдавать специалистам.
Через 2-2,5 года мы вышли в ноль. Первая время я сама работала официантом, находилась в зале, мне очень хотелось, чтобы это место было с душой, была атмосфера. А атмосферу создают люди, поэтому я большое внимание уделяла подбору персонала. Первый год я сама встречала гостей, знала всех по имени и отчеству, их предпочтения. Это приобретает несколько другую окраску, задает определённый тон. Естественно, хозяин заведения заинтересован в привлечении гостей.
На сегодняшний день в Москве очень много заведений, много ресторанов, конкуренция большая, но единственное, чего нам всем не хватает, — это внимания и тепла.
Поэтом у меня была такая задумка – сделать очень камерное, домашнее заведение, где каждый гость мог бы почувствовать себя комфортно и уютно.
А как появилось следующее заведение Житная, 10?
Во-первых, когда я отдала кредит, рассчиталась со всеми долгами, я подумала, что надо двигаться дальше. Мы думали о проведении каких-то вечеров, концертов, имеющаяся площадка была неудобна, поэтому стали искать ещё одно заведение. И нашли.
Булошную мы больше позиционируем как кафе/ресторан семейного типа, а Житная 10 – постоянная концертная площадка.
Целевая аудитория и общая, и не совсем, гости не будут ехать на другой конец Москвы, потому что вокруг очень много заведений, это всё равно какая-то территориальная история.
Но наша целевая аудитория – интеллигентные, воспитанные, образованные культурные люди. Дух заведения мне кажется единый. Меню у нас тоже на 50% пересекается.
А конкуренцию на рынке вы чувствуете, для вас она ощутима?
Конечно, ощутима. У людей сейчас большой выбор. И я помню те времена, когда я открывала Булошную, тогда не было такого изобилия ресторанов и кафе. Для многих людей в тот период было странным завтракать в кафе.
Что бы Вы назвали самым сложным в вашей работе?
Очень много общения, от которого я в принципе устаю. Сейчас у нас в 2-х заведениях большой коллектив – порядка 130 человек; и с каждым нужно пообщаться, каждому уделить внимание.
Есть основная ценность – это человек. Общения с гостями очень много, мероприятия. Последнее время чувствую, что усталость накапливается, а так не могу сказать, что есть какие-то сложности. Может быть, я такой оптимист и авантюрист по натуре.
Конечно, у меня, как у всех людей, бывают и сложности, и трудности, наверное, внутренняя уверенность мне очень помогает, я себя внутри настраиваю, что всё решаемо.
Как Вы видите развитие вашего бизнеса в ближайшие 2-3 года?
Когда я расстанусь с этим кредитом, я возьму некую паузу, чтобы немножечко просто вздохнуть, отдохну. А потом обязательно ещё что-то будет.