Александр Дмитриев, операционный директор Ctrl2GO
В условиях стремительно меняющейся экономики цифровизация больше не может быть самоцелью или «модным» пунктом в бизнес-портрете компании. Сегодня – это инструмент, который помогает оптимизировать бизнес-модели, трансформировать бизнес-процессы и «добывать» экономическую ценность, которую теперь все сложнее достичь традиционными методами.
Многие предприятия внедряют похожие цифровые решения и тратят на это примерно одинаковое количество времени, но зачастую получают совершенно разные результаты. В итоге для одних цифровизация становится трамплином для развития, а для других превращается в бесконечный процесс, который так и не приносит ожидаемых эффектов.
Самые главные барьеры на пути успешной трансформации предприятия – тактические ошибки при запуске цифровизации в компании и отсутствие системного видения.
Нужно понимать, какие шаги важны, и начинать с приоритетных действий.
Цифровизация производства — масштабный процесс, а когда у компании нет опыта внедрения инновационных интеллектуальных решений, то ей сложно правильно спланировать проект и учесть риски.
Я выделю несколько факторов, которые нужно учитывать для успеха в преобразовании цифровой инфраструктуры.
1. Цифровизация стоит денег. И бояться этого не следует, ведь попытка купить хорошее решение подешевле – бессмысленна. Цена проекта зависит от потенциального эффекта, который можно получить.
2.Четкая постановка целей и задач проекта. Детальное планирование. Когда компания решает внедрять проект, надо правильно его спланировать: на начальном этапе зафиксировать, осознать, проявить и довести до всех техническое задание, устав проекта, его цели и задачи. Планирование безумно важно для достижения эффекта.
3. Подбор партнера: учет его опыта и референса. На рынке много компаний, которые предлагают схожие услуги. При выборе партнера нужно смотреть на уже достигнутые результаты, полученные эффекты. Нужно искать лидеров в своих нишах, которые готовы наглядно показывать компетенции.
4. Заинтересованность заказчика в изменениях. Невозможно внедрить решение, если заказчик не хочет этого делать. Необходимо создавать условия для того, чтобы проекты претворялись в жизнь.
5. Лидер изменений в компании-заказчике и операторе-партнере. Необходим лидер на уровне первого лица компании, совета директоров, который внедряет изменения, проводит трансформацию бизнес-процессов. Это должен быть человек, которого слушают и слышат, который действительно заинтересован в переменах. Если лидера нет, на проект можно потратить большой бюджет, не получив должного эффекта.
Итак, вы прошли почти все этапы этого тернистого, но очень увлекательного пути. И перед вами встает следующая серьезная задача: как обеспечить целостность IT-экосистемы и безопасность данных? Есть несколько решений:
- использовать при возможности больше отечественных решений, которые отвечают российским стандартам безопасности и проходят сертификацию;
- правильно организовать систему хранения и управления данными, составлять ее из надежных компонентов, как на программном, так и на аппаратном уровне;
- культивировать высокую цифровую культуру – непрерывных улучшений и операционной эффективности.
И, конечно, главный фактор, который делает цифровизацию успешной — это трансформация мышления.
Технологические внедрения будут бессмысленны, если в них нет заинтересованности, нет понимания, каких целей необходимо достичь с помощью диджитализации производства. Только после этого можно приступать к преобразованиям структуры и процессов бизнеса, а затем – интегрировать цифровые решения.