JavaScript отключен. Страница может работать с ошибками.
Пожалуйста, включите JavaScript
Из России с любовью | Дарья Топильская | WBCMedia | Смотреть видео на канале World Business Channel
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |

Из России с любовью

Дарья Топильская, генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ

Зачем стране нужны собственные бренды? Ответов много и все они о разном. Это признак сильной экономики, инвестиционная привлекательность, важный фактор узнаваемости, предмет гордости граждан.

В России разговоры о том, как важно создавать сильные бренды, возникают постоянно. А успехи пока не очевидны. Спросите любого иностранца, что он знает о России? Медведи, балет, икра, нефть… Список традиционный, и промышленных успехов в нем явно не хватает. Почему? Одна из не очевидных, но важных причин – недооценка российскими предприятиями значимости промышленного дизайна.     

Конечно, и у нас есть сильные компании-бренды. Например, Сбербанк. Думаю, в России не найдется человека, не знающего, что это за банк. Он известен и в мире – в самом авторитетном рэнкинге Brand Finance Global 500, именно эта компания названа самым дорогим брендом России 2020 года. Однако в общем списке банк занимает только 132 строчку.

В целом же русских брендов в рэнкинге не много. Промышленность, например, представлена всего двумя компаниями: на 261 месте находится «Газпром», а на 352 строке «Лукойл». То есть компании нефтегазового сектора – традиционной в мировом понимании специфики экономики нашей страны. 

Для изменения ситуации, конечно, важно чтобы продукция, выпускаемая нашими компаниями, была технологичной и качественной. Но в современном мире одного этого уже недостаточно. Бренд, марка – это, прежде всего, эмоции. И именно с такими понятиями работают промышленные дизайнеры, люди с широкими компетенциями, которые трудятся на стыке отраслей. Одновременно они думают как о красоте и эстетике, об экономике создаваемого продукта и эффективности производства, так и о людях, которые в дальнейшем будут им пользоваться. Дизайн – то самое связующее звено между технологиями, бизнесом и человеком. «Позитивный опыт пользователя», «сделать людей счастливее» – такие фразы регулярно звучат при обсуждении темы промышленного дизайна.

Мне кажется, постепенно российский бизнес стал осознавать это. Появляется все больше примеров отечественных компаний, которые пытаются трансформировать производство с учетом мировых трендов и развивать сильный и узнаваемый бренд.

Как это реализуется на практике? Первый важный шаг – поменять отношение бизнеса к промышленному дизайну. Продается эмоция, радость от использования, удовольствие и гордость от обладания предметом, а не только заметный логотип и красивая упаковка. Вместе с товаром или услугой продается эргономичность, комфорт, продуманность каждой детали – в удобстве открытия дверцы шкафа, расположении багажных полок в вагоне, интуитивной понятности и простоты использования гаджета.

Менять условия жизни к лучшему – так можно было бы сформулировать задачу индустриального дизайна.

Следующий шаг – объединить дизайн-сообщество. Сейчас, на мой взгляд, основная проблема российского рынка промдизайна в том, что он разрознен. Да, существуют дизайн-студии, компании-заказчики, образовательные центры, институты развития, регуляторы, но нет единой экосистемы. И крепких и устойчивых взаимосвязей на этом рынке, к сожалению, нет. А сформировать их крайне важно.

Первые два этапа невозможны без популяризации промдизайна в целом.И это, пожалуй, самый важный шаг. Мы должны построить эффективную и динамичную коммуникационную платформу, которая будет поддерживать и продвигать дизайнерское движение, инициативы дизайн-сообщества.

Сегодняшние реалии с высокой степенью неопределенности и скоростью изменений – на самом деле отличный и важный этап для российской креативной индустрии. И, наверное, именно сейчас идеальное время всем вместе выбрать тот путь, который позволит создать действительно сильные бренды в нашей стране и позволит нам увереннее звучать на мировом рынке.

В буквальном смысле «Из России с любовью» – с той самой эмоцией, человеколюбием и заботой, которые закладываются в трансформационный процесс превращения компании в бренд. И тем больше наших, отечественных, предприятий, будет теснить Apple, Samsung и Mercedes-Benz с верхних строчек рейтинга самых дорогих и узнаваемых брендов мира.

Смотрите также: