Ольга Трубачева, основатель, генеральный продюсер бизнес-канала WBCMedia
Официальное закрепление статуса МСП+ и меры поддержки таких предприятий – актуальные вопросы этой осени. До 9 ноября принимались комментарии к соответствующему законопроекту.
Дискуссия, в которой участвуют несколько ведомств, пока сводится к 3-м основным тезисам. Во-первых, экономике страны необходимы «крепкие» средние предприятия, чаще всего представляющие несырьевой сектор, которые могут быть локомотивами развития народного хозяйства на этапе нового экономического развития.
Во-вторых, такие компании часто переросли уровень МСП и хотят двигаться дальше, и, следовательно, не могут рассчитывать на соответствующие меры поддержки. Пока категория таких предприятий называется МСП+, не закреплена законодательно. Речь идет о годовой выручке в пределах 10-ти млрд рублей и численности сотрудников до 1 500 человек. И, возможно, появятся дополнительные критерии.
Третий тезис, вытекающий из первых двух, и который многие участники разделяют, – переход из сегмента МСП в МСП+ целесообразно сделать плавным и сохранить для компаний какие-то формы стимулирования дальнейшего роста. Иначе предприниматели, понимая, что могут лишиться поддержки, будут искать способы сохранить показатели по выручке и по численности сотрудников, или в переходный для себя момент откатиться назад в темпах развития бизнеса.
Юрий Айрапетян, президент ООО МСП «Новая формация»:
Мы как общественная организация, объединяющая и представляющая интересы предпринимателей из 54 регионов РФ, считаем, что жизненно важно для бизнеса, а следовательно, и для национальной экономики, распространить меры государственной поддержки на предприятия, которые преодолели порог МСП. Проводя в этом году встречи в регионах, в которых принимали участие и региональные власти и предприниматели, мы не раз слышали, как важна помощь со стороны государства. И важно, что она имеет системный, а не хаотичный характер.
По нашему мнению, важно продолжать поддерживать предприятия, которые растут. И это должно касаться всех отраслей, без ограничений по видам деятельности. Иначе это кажется несправедливым и необоснованным. Ведь на всех предпринимателях в стране лежит, как минимум, одинаковая обязанность по соблюдению налогового законодательства.
Безусловно, меры поддержки для МСП+ должны быть чем-то ограничены, к примеру, сроками. Кроме того, может быть изменен инструментарий.
Как вариант, если для сегмента МСП среди мер поддержки много образовательных программ, возможностей акселератора, или субсидий на рекламу в социальных сетях. То для сегмента МСП+ могут быть предусмотрены другие формы, помогающие в наращивании выручки, расширении рынков сбыта, развитии проектов ГЧП. К примеру, взаимодействие с институтами развития или органами государственной власти или крупными компаниями и корпорациями.
Опыт зарубежных стран показывает, что поддержка на уровне государства активно развивающихся компаний среднего бизнеса обеспечивает сразу несколько эффектов. Во-первых, помогает сохранить высокие темпы роста каждого такого предприятия. Во-вторых, дает мультипликативный эффект – расширение количества и качества поставщиков, подрядчиков, партнеров. И в-третьих, чаще всего, эти компании обеспечивают увеличение доли несырьевого экспорта, технологический суверенитет и занятость высококвалифицированных специалистов.