Держим позиции уже 20 лет — Борис Александров о создании молочной империи и неудачах на пути

Борис Александров, основатель, президент компании «Ростагроэкспорт» 

Какие обстоятельства привели вас в молочный бизнес?

Я очень люблю сладкое и пробовал им торговать. Мы с товарищами брали на фабрике «Ударница» кондитерские изделия и продавали их в одном из контейнеров на рынке в районе метро Юго-Западная в Москве.

Начало было неудачным — летом кондитерские изделия не идут, потому что люди покупают яблоки, фрукты. Тогда я и действующий директор нашего завода Валентина отправились на Таганский мясокомбинат. Приехали в обеденный перерыв и видим: у маленького магазинчика стоит большая очередь. В чём дело? Оказалось, что люди, которые заготавливали мясо для этого комбината, покупали в селе дешёвые сметану, творог и продавали рабочим.

Подумали: «Почему мы не можем?» — и отправились на Тульский молочный комбинат. Взяли с собой подарки: колбасу и десерты московские. Приезжаем рано утром — стоит очередь в две сотни человек. Дождались — подходит заведующая отделом сбыта. Говорит: «Нет, всё закончилось». Отвечаем: «Зря подарки везли? Возьмите». Она: «Ладно, вот вам один бидон сметаны и один — творога». Ровно через год весь Тульский комбинат работал на нас.

Мы закупили 20 линий по продаже сырков и стали однозначными лидерами на рынке сырков. И держим позиции уже 20 лет.

После стали производить сами, начали с творожной массы. И тут нам повезло. Мы выпускали продукт в прозрачных стаканчиках, а изюм, который входит в состав, добавляли по ГОСТу. У конкурентов в творожной массе изюма было гораздо меньше, поэтому наш товар брали лучше. Затем мы стали постепенно расширять ассортимент и производить другие молочные продукты.

А как появилась история с глазированными сырками?

На том рынке, где мы начинали, 12 контейнеров торговали молочными продуктами, несколько из них принадлежали нам. Каждое утро мы приходили к конкурентам и спрашивали, сколько стоит молоко, а после ставили цену чуть ниже. За 2-3 месяца игры на понижение мы вытеснили всех конкурентов и остались одни.

Тогда заметили, что хорошо покупают глазированные сырки. Решили организовать своё производство: сняли комнату в районе Тушино и начали делать продукцию. А в это время линии по продаже сырков были распространены так: 9 линий было в Белоруссии и 6 линий — в Прибалтике. Однако Прибалтика отказалась торговать с Россией, а с Белоруссией возникли проблемы — все линии оказались свободными. Тогда мы закупили 20 линий и стали однозначными лидерами на рынке сырков. И держим позиции уже 20 лет.

И ещё есть куда расти. Чего вы хотите достичь в среднесрочной перспективе: развить новые виды продукции, расширить производство, увеличить объём продаж?

Эффективность наших магазинов будет выше, если ими будут заведовать грамотные специалисты. Это будет выгодно не только для меня, но и для людей, потому что товар будет дешевле. Беда в том, хороших управляющих мало. В магазине надо работать 25 часов в сутки, чтобы все было нормально, чтобы знать запросы людей, разговаривать с ними.

Мы создали колхоз, у нас свои сырье и переработка, а также 20 магазинов. Мы держим их для того, чтобы тестировать товар. И хочется развивать это направление. Но вся проблема в том, что нет людей, которых я могу поставить заведовать магазинами.

Вы хотите сказать, что эффективность собственных магазинов будет выше для вас, если появятся сотрудники?

Она будет выше не только для меня, но и для людей, потому что товар будет дешевле. Беда в том, хороших управляющих мало. В магазине надо работать 25 часов в сутки, чтобы все было нормально, чтобы знать запросы людей, разговаривать с ними.

Помимо кадрового вопроса, что мешает развитию бизнеса?

Нужно менять отношения к предпринимателям — без них не будет богатой страны, поэтому нужно, чтобы облик бизнесменов был положительным. Я не видел ни одного успешного предпринимателя, который не трудился бы с утра до вечера. Эти люди не только хотят себе заработать, но и чтобы страна жила на достойном уровне.

Нужно менять отношения к предпринимателям — без них не будет богатой страны, поэтому нужно, чтобы облик бизнесменов был положительным. Я не видел ни одного успешного предпринимателя, который не вкалывал бы с утра до вечера. Эти люди не только хотят себе заработать, но и чтобы страна жила на достойном уровне.

Нередко предприниматели, которые многого достигли, не хотят делиться опытом, работать над предпринимательским имиджем. Как быть с решением этого вопроса?

Это взаимосвязанный процесс: если кто-то хочет научиться предпринимательству, я приглашаю. Единственное, я предупреждаю — работать нужно с утра до вечера. Тогда где-то через 3-5 лет вас будут очень любить женщины, потому что вы будете богатым, симпатичным и с машинами. Удачи!

0 комментарий

Смотрите также: