Отраслевая конференция «Медиабизнес» состоялась 27 октября 2023 года в Москве в Галерее Зураба Церетели. В мероприятии участвовали ведущие представители отрасли: руководители российских медиахолдингов, крупнейшие рекламодатели, эксперты инвестиционных, консалтинговых и рекламных компаний, аналитики. Говорили об актуальном состоянии национального медиарынка, его потенциале и прогнозах развития.
Николай Корнацкий, обозреватель делового издания «Ведомости»:
Это традиционная ежегодная конференция газеты «Ведомости», которая касается ключевых тенденций медиа. Здесь собираются профессионалы, подводятся итоги, рассказываются инсайты. Можно напрямую спросить у основных игроков индустрии о том, что происходит, чего ждать, какие строить прогнозы. Это хорошая традиция — проводить такую конференцию раз в год. Мы обсудили важные вопросы, которые касаются тенденций на рынке рекламы, то, что происходит в кинопрокате, насколько катастрофичным стал для кинотеатров уход Голливуда.
На конференции обсуждали как успешные бизнес-кейсы, так и острые вопросы, стоящие перед отраслью. В частности, речь шла о замещении зарубежных брендов, ушедших с рекламного рынка.
Ксения Болецкая, директор по взаимодействию с индустрией «Яндекс»:
Многие ожидали, что с уходом глобальных компаний, прежде всего, американских и европейских, их заменят азиатские и турецкие рекламодатели. Но, к сожалению, это происходит очень медленно, эти рекламодатели крайне осторожны. Для них вход на новый рынок — не только политические риски. Рекламодатели из азиатских стран думают по-другому, у них другой маркетинг, отличный от американской и европейской школ. С этим нам еще предстоит работать.
Другая история в том, что часть глобальных брендов, которые остались в России, заметно сократила свои рекламные бюджеты. И это естественным образом привело к падению продаж. Вариантов развития ситуации два: либо компании скажут, что надо возвращать инвестиции (а теперь потребуется инвестировать гораздо больше), либо придется остаться на том же уровне, но потерять позиции.
Способы удержания и расширения аудитории каналов — еще одна важная тема прошедшей конференции. И в этом смысле, как отмечали участники форума, выигрывает тот, кто предлагает оригинальный контент.
Марина Разумова, заместитель генерального директора, финансовый директор ГПМ РТВ:
Ни для кого не секрет, что профессиональный контент, телевизионный контент является ключевой составляющей просмотра в диджитал-среде. Но, безусловно, производство контента — это дорогая история, поэтому сейчас на первый план выходят ОТТ-сервисы и ОТТ-платформы.
Каждое наше шоу, каждый сериал, каждая единица контента производится с учетом дополнительного инвестирования и софинансирования производственного цикла со стороны IT-партнеров как внутри холдинга, так и во внешней среде.
Думаю, что ключевая точка успеха на текущий момент — не конкурировать, не вытеснять и не отрицать присутствие друг друга, а максимально эффективно использовать сильные стороны каждой из медиаиндустрий.
Перспективы развития российской киноиндустрии также обсуждали на конференции «Медиабизнес». Эксперты утверждают, что пока рынок не вышел на уровень сборов, необходимый для выживания отрасли.
Алексей Воронков, председатель Ассоциации владельцев кинотеатров, управляющий партнер «Синема 5»:
Если мы говорим о том, что нам надо дойти до 40-50 миллиардов рублей оборота, то при сохранении нынешней ситуации и дальнейшем развитии российского кино, это произойдет примерно в 2026 году.
Что касается появления на больших экранах голливудского контента, то здесь два варианта развития событий. Первый — должна измениться внешнеполитическая обстановка. И второй — если в России будет принят законопроект подобный тому, что приняли в Беларуси. То есть появится возможность официально перечислять деньги посредникам, которые будут договариваться со студиями. Других вариантов в ближайшие два года не предвидится. Единственная надежда на рост отечественного контента.
Алексей Васянин, генеральный директор объединенной киносети «Синема парк и Формула кино»:
Раньше строили кинотеатры, развивали их, меняли оборудование. И представители отрасли не могут одномоментно переключиться и начать делать, например, сценарии. Должен быть опыт и знания, а еще свободные деньги.
Государство по-прежнему выделяет и контролирует деньги на российское производство. Думаю, что в рамках двух-трех лет при активной работе бизнес-сообщества в лице кинотеатров, продюсеров и государства, мы вполне сможем выйти на оборот в 50 миллиардов.
Светлана Максимченко, директор кинотеатра «Ударник»:
Кинотеатры выживают сейчас по-разному. Часть — за счет параллельного импорта, часть — не берут в прокат «теневые» картины, но при этом прокатывают альтернативный контент, например, транслируют спортивные мероприятия либо усиленно работают с крупными российскими релизами. А есть кинотеатры, которые показывают авторское кино. Я вижу здесь потенциал для роста и расширения аудитории.
Кино — это непредсказуемый рынок. Мы всегда надеемся, что ближайшие релизы покажут сборы, на которые рассчитывают продюсеры и прокатчики. По существующему графику российских релизов видим, что шансы на восстановление отрасли велики. Думаю, что спустя два-три года можно будет уже говорить о полном восстановлении рынка.