Иннопром-2022 Сергей Катырин: Для производств нужны «длинные и дешевые» деньги

от Анастасия

Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ

Просто говорить о кооперации мало. В первую очередь, нужно создать финансовый механизм для того, чтобы эту кооперацию поддерживать. Это касается и льготного кредитования. Нужны инструменты, которые бы позволили осуществлять дешевый лизинг, помогать не только производителям кооперационной продукции, но и тех, кто ее приобретает. Необходимы льготные кредиты, льготный лизинг, чтобы мы могли производить и потом находить своего потребителя. К сожалению, на сегодняшний день финансовые механизмы не отстроены.  Этот вопрос нужно решать на уровне руководителей стран, важно сделать все для правильной организации Евразийского банка развития. Он работает много лет, но сейчас это обыкновенный коммерческий банк, который ничем не отличается для кооперации.  Кооперационный проект за такие проценты, которые сегодня существуют, создать невозможно. Это можно сделать в том случае, если лидеры государств договорятся о том, что каждая из стран берет определенную долю финансирования от этой процентной ставки на себя. Чтобы кооперационные связи развивались, нужно объединить усилия нескольких государств, и на это потратиться.

Самый удачный проект, созданный по такому принципу, — Фонд развития промышленности. С точки зрения государства, он, может быть, и дорогой, так как выдает кредиты под 1-3% годовых, но с точки зрения результативности и возвратности средств — лучший. Фонд действительно влияет на развитие промышленности, оказывает поддержку этой сфере.

Эффект от реальной кооперации — это, во-первых, загрузка отечественной промышленности, во-вторых, независимость по критическим технологиям, критической технике, в-третьих, рабочие места. Производить все по максимуму каждая страна не может. У государства должна быть своя специализация. Кто-то делает самолеты, кто-то специализируется на легкой промышленности. Импортозамещение — это не изоляция. Нужно дать возможности развивать компетенции странам. Не надо устраивать конкуренцию между подобными предприятиями на пространстве Евразийского союза.

Порядка 6% российских предприятий среднего и малого бизнеса заняты в промышленности, а это очень мало. Проблема в данном случае деньгах. Для производств нужны «длинные и дешевые» деньги, поскольку речь о большом сроке окупаемости (технологии, оборудование, компетенции людей). У нас пока таких денег не хватает.

У нас есть программа, которая принята на ближайшие 5 лет.  Первая и главная задача — нормотворчество (законы, подзаконные акты, решения Правительства, министерств). Так называемая оценка регулирующего воздействия (ОРВ). И для нас очень важно работать над законодательной базой так, чтобы она помогала предпринимателям жить и функционировать должным образом. Мы сопровождаем примерно 100 законов в год, готовим порядка 10 собственных законопроектов. К нам приходит на ОРВ порядка 2 тыс. нормативных актов. Все осилить невозможно, но по основным направлениям занимаемся предметно. Те 34 комитета и совета, созданные при Палате, нацелены на то, чтобы эту функцию помогать осуществлять юристам. Это было, есть и будет одним из основных направлений деятельности для Палаты. Мы оказываем большой спектр услуг, в том числе подтверждаем обстоятельства форс-мажоров и по международным контрактам, и по внутренним. Достижением для нас станет тот момент, когда мы перестанем выдавать сертификаты о форс-мажорах. Мы стараемся, чтобы качество услуг было на самом высоком уровне, по максимуму перевели их в электронный формат, дистанционно обслуживаем предпринимателей по всем направлениям. И это одна из главных задач с точки зрения внутреннего функционирования всей системы. У нас 160 палат, и каждая оказывает определенные услуги. Хотелось бы, чтобы в разных точках страны любая из услуг оказывалась на должном уровне. 

Смотрите также: