— Какие события стали мощным толчком к развитию аэропортов России?
— Что за проблемы решает вынос воздушных гаваней за пределы городов? И каково это строить аэропорт в чистом поле?
— Чем удивят аэропорты будущего? Станут ли роботы обслуживать пассажиров?
Генеральный директор УК Аэропорты Регионов Евгений Чудновский в интервью ведущей Детской редакции Кристине Храмцовой также рассказал о скором открытии уникального терминала в форме вулкана на Камчатке и решающей роли нового аэропорта в Карачаево-Черкесии в конкуренции за туристов.
Аэропорты – первое, с чем сталкиваются туристы. Как развивается инфраструктура аэропортов в России?
Очень активно. Могу отметить несколько сильных толчков для такого развития: Олимпиада в Сочи и Чемпионат мира по футболу, когда сразу много городов европейской части страны принимало спортивное мероприятие мирового масштаба.
Мы подготовили четыре аэропорта. Один из них – в Ростове-на-Дону, его построили с нуля. Аэропорт Платов был запущен к Чемпионату и обслужил много ликующих болельщиков, разных международных команд.
Компания Аэропорты Регионов умеет строить аэропорты с нуля, в чистом поле. Что учитывается при создании таких масштабных проектов?
Это очень интересные проекты, потому что они решают сразу несколько задач. Среди проектов, которые реализовывала наша компания, был вынос аэропорта за черту города. Ведь аэропорт, зажатый в городе, мешает муниципалитету развиваться, создает экологические проблемы, дает шумовую нагрузку, не позволяет развивать застройку. Город тоже мешает развиваться аэропорту. Такая ситуация была в Ростове-на-Дону, в Саратове. Новый проект в Омске также нацелен на вынос аэропорта из города. Четвертый проект, который мы подписали сегодня, это строительство нового аэропорта. В Карачаево-Черкесии аэропорта не было, поэтому мы создаем его с нуля.
Проекты по созданию аэропорта в чистом поле интересны потому, что есть возможность сделать все правильно, грамотно спланировать структуру, построить объекты, которые нужны в конкретном случае, а не ломать голову над тем, как приспособить наследие советских времен. Для нового аэропорта можно сразу сделать правильный генплан, сразу все удобно спроектировать. Старая застройка не мешает, поэтому аэропорты получаются уникальными.
В Российской Федерации в ближайшее время будет утвержден новый национальный проект по транспорту, в рамках которого будет реконструировано 75 аэропортов, и на это выделяется 250 миллиардов рублей из федерального бюджета. В большей степени речь идет об аэродромах, потому что качество взлетно-посадочной полосы и безопасность первичны. Но терминалы тоже важны, поэтому одновременно с реконструкцией взлетных полос строятся и новые терминалы. Это обязательно нужно делать, если растет пассажиропоток.
Аэропорт зачастую связан с волнением. Это не только сам перелет, но и прохождение регистрации, случаются также задержки рейсов. Учитывается ли все это при проектировании?
Мы внимательно следим за уровнем стресса пассажиров. В этом есть и коммерческая часть, потому что, когда человек напряжен, он меньше тратит, а аэропорту важно зарабатывать и предлагать пассажирам услуги, которые будут востребованы. Мы хотим, чтобы люди чувствовали себя комфортно, поэтому при проектировании терминалов создается понятная технология, чтобы пассажирам было интуитивно понятно, куда идти. Навигация должна быть такой, чтобы, находясь в любой точке, человек не терялся. IT-технологии тоже активно применяются, чтобы с любого устройства можно было узнать, где рейс, куда бежать, когда он вылетает и т.д. Есть спецсервис для опаздывающих, нуждающихся в помощи пассажиров, есть группы спецобслуживания для маломобильного населения.
Как понять, чего ждет от аэропорта современный пассажир?
Помимо социальных сетей, где можно оставить отзыв, существует и по старинке Книга отзывов и предложений. Туда обычно пишут либо очень хорошие, либо очень плохие отзывы, ведь чтобы человек захотел что-то написать, эмоции должны быть очень сильными.
Мы постоянно делаем независимые опросы мнения пассажиров во всех наших аэропортах, чтобы понять в каком месте есть проблема, какие точки общепита нравятся, какие есть ожидания, все это нам важно отслеживать.
В Карачаево-Черкесии рядом с территорией Архыз строится новый аэропорт. Говорят, что к 2030 году поток туристов сильно вырастет, благодаря новому аэропорту. Расскажите про этот проект.
На территории Карачаево-Черкесии развивается сразу несколько курортов, один из основных – курорт Архыз, который будет развиваться, и планируется, что к 2030 году поток туристов вырастет вдвое. Два других курорта тоже весьма значимы для туристов. Но сегодня они не очень конкурентоспособны относительно курортов других регионов, потому что авиационная возможность туда добраться ограничена расстоянием до ближайшего аэропорта. От Минвод до курорта Архыз ехать четыре часа. И, принимая решение, куда поехать в Красную поляну, в Шерегеш или на какой-нибудь другой курорт, турист учитывает время в пути. Появление аэропорта позволит сократить это время на два с половиной часа и даст возможность курорту Архыз побороться с соседями за клиентов, здесь появятся новые туристы. Порядка двух миллионов пассажиров сможем обслужить в этом аэропорту.
Планируется ли использовать в аэропортах какие-то новые технологии? Например, искусственный интеллект?
Наша компания с точки зрения IT – один из лидеров отрасли. Есть два продукта, которые сегодня использует вся отрасль: система общего доступа и система поиска багажа. Эти два проекта не имеют отношения к искусственному интеллекту, но в проработке есть продукт, который позволит пассажирам регистрировать багаж самостоятельно, без получения бирок, очень легко. В ближайшее время этот проект будет презентован, в Кольцово в Екатеринбурге уже работает два стенда. С использованием искусственного интеллекта багаж будет определяться по нескольким характеристикам, и будет понятно, что он принадлежит конкретному человеку.
Когда на смену людям придут роботы, и каких специалистов смогут заменить?
Будет не роботизация, а цифровизация наших продуктов и избавление от определенных барьеров. Сегодня самостоятельно зарегистрироваться на рейс можно, но если есть багаж, то придется прийти на стойку регистрации. Наша задача – уйти от этой процедуры, чтобы багаж мог регистрировать сам пассажир. В будущем не будет стоек регистрации. На досмотре автоматическая система детекции будет сама, без участия персонала, определять наличие запрещенных вещей. В аэропорту будет создана безбарьерная среда, когда все процессы будут осуществлять сами пассажиры, и никаких роботов для этого не нужно.
Где вы находите новые идеи для улучшения аэропортов России?
Мы много где бываем, часто летаем, подмечаем интересные идеи и внутри страны, и за рубежом.
Каким вы видите, аэропорт будущего?
Безбарьерная среда. Пассажир сам все прошел, прилетел, улетел. Все должно быть очень удобно, лишнего времени на ожидание не будет тратиться.
Куда вы любите путешествовать и в какие места готовы возвращаться?
Люблю Камчатку, сейчас там строится уникальный терминал, он сделан в форме вулкана Кальдера, интересное архитектурное сооружение, очень функциональное, туда смогли вписать гостиничный комплекс. В этом году планируется открытие.