— Чему школьник может научить взрослого?
— Как найти своего наставника?
— Трудно ли овладеть искусством легко и доходчиво передавать знания и опыт?
Антон Сериков, заместитель генерального директора Российского общества Знание, генеральный директор Центра знаний Машук, побывал в Открытой студии Детской редакции на Конгрессе молодых ученых. В интервью Татьяне Мухаметдиновой, ведущей Детской редакции, участнице проекта «Герой будущего времени», он также посоветовал читать книгу «Отцы и дети». По его мнению, в наставничестве очень важна межпоколенческая тема, чем лучше люди разного возраста будут понимать друг друга, тем эффективнее будет взаимодействие.
Давайте определимся, кто такой наставник?
В последнее время очень много говорим о наставничестве. Прошлый год был Годом педагога и наставника. И мы с радостью для себя замечаем, что интерес к этому направлению не исчерпался. Наставник – это человек, который обладает опытом в какой-то сфере, мастерством, может этот опыт передать. Когда говорим о наставнике, то представляем взрослого человека, эксперта. Но наставником может быть кто угодно. Есть такое понятие «реверсивное наставничество», когда младший становится наставником у старшего. Главное, чтобы он был экспертом в какой-то сфере. Возможно, юный человек разбирается в гаджетах или классно ведет социальные сети, записывает блоги, тогда он может учить этому взрослых людей.
Как найти правильного наставника?
Я бы посоветовал наблюдать за профессионалами в своем окружении. И если вы видите, что кто-то из них классный специалист, что он эмоционально вам подходит, то можно просить о наставничестве.
Наставничество очень развито в науке. В этой сфере все проще, потому что выходит приказ, который закрепляет за ученым аспиранта или студента. Но в наставничестве очень важно, чтобы эксперт обладал неким педагогическим талантом, умел передавать знания, доносить информацию.
Расскажите про проект медиа-наставничества.
Медиа – востребованная, публичная, интересная профессия. О ней грезят очень многие молодые люди. В детстве практически каждый мечтает стать ведущим, актером, кинорежиссером.
В следующем году планируем запустить наставничество в медиа-среде, чтобы опытные мэтры в журналистике, в социальных медиа, в продакшене, смогли делиться с молодыми ребятами своими секретами мастерства. Мы соберем медиа-наставников и подготовим их к наставнической деятельности, чтобы они разъехались в самые разные регионы и учили молодежь. Подготовка наставников очень важна, так как эксперт не всегда умеет передать свой опыт, нужна какая-то технология, инструмент. Этим мы и планируем заняться.
С чего стоит начинать свои первые шаги к наставничеству?
Я бы посоветовал сначала попробовать свой опыт, свои знания упаковать так, чтобы все это было понятно даже ребенку. Такой подход поможет на первом этапе для введения в определенную сферу деятельности. Поначалу нужно упрощать знания, чтобы они начали укладываться, а далее усложнять материал по ходу освоения курса, общения с наставником.
Какие книги, можете посоветовать для обучения?
Я просто советую читать. Ведь сегодня многие вообще не читают, а получают информацию через видео, фото, графику. Чтение стало непопулярным. И вследствие этого сейчас большая проблема с точки зрения умения освоить печатный текст, сделать из него выдержки самого главного, понять смысл.
Часто наставники советуют читать детские книги, те книги, которые им запомнились. Вот, допустим, у нас был в гостях Сергей Кравцов, министр просвещения, он рекомендовал начать с «Тимура и его команды», советской книги, рассказывающей о пионерах. Когда мне задали похожий вопрос, то я вспомнил, какое неизгладимое впечатление в детстве на меня произвела книга Жюля Верна «Таинственный остров», там группа людей попала на остров и выживала, благодаря своим знаниям. То есть нельзя терять надежду, нужно постоянно двигаться, развиваться.
Наставничество – это всегда взаимодействие людей разного возраста, разных поколений, разных взглядов, иногда даже конфликтное взаимодействие, когда наставники и наставляемые притираются друг другу. Поэтому рекомендую читать «Отцы и дети». Тем более, что, по данным опроса, проведенного Всероссийским центром исследования общественного мнения, 38% назвали своими главными наставниками в жизни родителей, дедушек и бабушек. Любое наставничество, любое обучение, это, в первую очередь, формирование ценностей и воспитание личности.
Кто ваш научный кумир и почему?
Я бы называл своим научным кумиром своего руководителя и наставника. В сфере гуманитарных наук, к которым я отношусь, много больших ученых, но человек, который во многом повлиял на мое становление, Виктор Черноус профессор Южного федерального университета, исследователь Кавказа, исследователь международных процессов, которые влияют на юг страны.
Какое открытие в своей сфере вы считаете самым главным?
Я защищал диссертацию по социологии, являюсь кандидатом социологических наук. Поэтому я бы отметил теорию, которую написал, придумал, разработал наш соотечественник Питирим Сорокин. Это теория социальной мобильности, социальных лифтов, о которой мы сейчас очень много говорим. Называется она теория социальной стратификации. Считаю ее очень важной с точки зрения объяснения устройства любого общества.
Какие науки будут востребованы в будущем?
Думаю, что в будущем будут востребованы не конкретные науки, а их междисциплинарные переплетения. Мы уже сейчас слышим про ядерную медицину, биотехнологии, про смесь, допустим, IT-специальностей и гуманитарных наук, про социальную инженерию. Междисциплинарность и объединение разного – то место, где будут прорывы в науке, и то, чем следует заниматься.
Какой совет дадите молодым ученым, чтобы они могли правильно начать свой путь?
Если вы уже смотрите в сторону науки, то вы уже на правильном пути. Я бы посоветовал смело двигаться вперед, несмотря ни на что.