JavaScript отключен. Страница может работать с ошибками.
Пожалуйста, включите JavaScript
Будущим инженерам обязательно нужно преподавать экономику. Без таких знаний технологическому предпринимателю развиваться сложно
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |

Будущим инженерам обязательно нужно преподавать экономику. Без таких знаний технологическому предпринимателю развиваться сложно

от Анастасия

— Почему сегодня нашей стране так сильно нужны специалисты инженерно-технического профиля?
— Какие проекты платформы rsv.ru дают возможность ребятам попробовать себя в решении реальных профессиональных задач?
— Что самое сложное в технологическом предпринимательстве?

Дмитрий Гужеля, заместитель генерального директора президентской платформы Россия – страна возможностей, на КМУ-2024 встретился с ведущей Детской редакции, участницей проекта «Герой будущего времени» Татьяной Мухаметдиновой. В интервью он также рассказал, что современные ребята не любят слова «вызов» и «стабильность». Первое – вызывает тревогу, вторую – скуку. Стоит учитывать эту особенность восприятия при общении с молодежью.

Что важно для обучения на инженерно-технических специальностях?

Сейчас государство находится перед огромными вызовами. Нужны большие прорывы, как космическая программа, стартовавшая в 1960-е годы, или как ядерная программа в 1940-е. Нужны прорывы в целом ряде областей, которые обозначены в основных документах по развитию науки в Российской Федерации. И, конечно, под это необходимы кадры, которые будут двигать науку и технологии вперед. Это инженеры, исследователи, люди, которые стоят на гребне волны, которые сейчас крайне важны и нужны.

Что нужно, чтобы стать такими людьми? Первый компонент – это внутренняя уверенность, готовность сворачивать горы. И второе – важны профессиональные компетенции: физика, математика, химия, информатика. И следующий блок – это надпрофессиональные компетенции: целеполагание, умение анализировать информацию, вырабатывать решения, стрессоустойчивость, коммуникация. Человек в промышленности и в науке работает в больших мультикультурных коллективах, объединяет других людей и сам входит в состав сообществ. Это человек, который должен уметь социализироваться и общаться.

Есть ли программы, которые помогают приобрести эти навыки?

Есть целый ряд проектов, которые реализует наша платформа совместно с другими университетами. Например, олимпиада студенческих инициатив «Я профессионал», в рамках которой ребята решают различные задачи, получают либо дополнительные баллы для поступления в магистратуру, либо трудоустройство к определенным работодателям.

Есть также специализированные, узконаправленные конкурсы. Например, конкурс «Искусственный интеллект. Цифровой прорыв». Это серия хакатонов, которая проходит в течение года в разных федеральных округах. Ребята могут попробовать себя в проектировании нейросеток, работе с искусственным интеллектом. Но это не абстрактные задачи, а вполне реальные, которые ставят конкретные работодатели.

То есть, если они решат эти задачи, то могут трудоустроиться?

Да, компании таким образом решают свои задачи, команды-участники конкурса по искусственному интеллекту получают приглашение на работу. И процент трудоустройства крайне высокий.

Также есть Всероссийский инженерный конкурс, который реализует МИФИ совместно с еще несколькими университетами. Это конкурс студентов и молодых преподавателей, по результатам которого, многие из них получают предложение о работе. На платформе rsv.ru конкурсов много. Они проходят по разным специальностям. Есть конкурс для геймдизайнеров, для специалистов строительной отрасли и т.д.

Кроме того, действует проект «Центры компетенции», где ребята могут получить рекомендации, в каком направлении им лучше развиваться. Диагностику молодой человек проходит сам, его никто не заставляет это делать. За год больше 900 тысяч студентов из разных университетов прошли такую оценку, получили рекомендации и включаются в работу.

Какие вызовы сегодня стоят перед инженерами и на что нужно сделать упор?

С вызовами история сложная, потому что есть исследование, которое выяснило, что слово «вызов» является демотиватором для выпускников современных ВУЗов. Ребята не очень хотят сталкиваться с вызовами. Кстати, не очень жалуют молодые люди и «стабильность». Стабильность тоже является неким блокирующим фактором для выпускников университетов. Если компания предлагает стабильную работу на долгие годы вперед, для многих это сразу становится неинтересно. Все хотят красиво, ярко, быстро идти вперед. Но мы с вами находимся на Конгрессе молодых ученых, а в науке не бывает очень быстрых решений, некоторые исследования длятся годами, десятилетиями.

Как связаны инженерия и бизнес?  

Технологическое предпринимательство, в отличие от других типов предпринимательства, более сложное. В его основе всегда лежат какие-то ноу-хау, прорывные предложения. Здесь нужно убедить инвесторов в работоспособности проекта, привлечь финансирование, закупить соответствующее оборудование, написать программное обеспечение, сформировать некий рынок сбыта и прочее, прочее. Это всегда очень сложно. Поэтому технологическое предпринимательство подпитывает, в том числе, и фундаментальную науку, и бизнес. Но в него нужны вложения и со стороны государства, нужны целевые программы по технологическому предпринимательству. Сегодня этим занимаются разные научные и инвестиционные фонды, а также крупные корпорации.

Считаю, что в образовательные программы инженерных ВУЗов нужно ввести блоки экономических дисциплин. Потому что без учета самых разнообразных затрат не получится технологического предпринимательства. Мало сделать айфон, нужно ведь создать огромную инфраструктуру, которая будет его поддерживать. Человек, который не знает основ экономики, бизнеса, маркетинга и менеджмента, не может быть хорошим предпринимателем.  

Кто ваш научный кумир и почему?

Мой наставник Александр Михайлович Сергеев, руководитель Национального центра физики и математики, бывший президент Российской академии наук. Он очень крутой управленец в науке и очень большой ученый, ученый-популяризатор.

Какое открытие в области инженерии вы считаете самым главным?

По первому образованию я инженер-исследователь в области авиации, поэтому считаю огромным достижением то, что человек научился летать, создал первые самолеты. 

Смотрите также: