JavaScript отключен. Страница может работать с ошибками.
Пожалуйста, включите JavaScript
Правонарушение или «просто репост»: нужно ли соблюдать авторские права в соцсетях
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |

Правонарушение или «просто репост»: нужно ли соблюдать авторские права в соцсетях

от Анастасия

— По каким вопросам Верховный Суд обращается к ученым научно-консультационного совета?
— Какой школьный предмет поможет полюбить юриспруденцию?
— О каких правах и обязанностях нужно знать современным подросткам? Где о них прочитать?

Сергей Михайлов, член научно-консультационного совета при Верховном Суде РФ, на площадке ПМЮФ-2025 побывал в Открытой студии «Детской редакции». Он также рассказал о том, какие специальные знания необходимы судьям при рассмотрении дел по защите интеллектуальной собственности, а еще об огромной ответственности в этой профессии.

Расскажите о своей работе.

Я член научно-консультационного совета при Верховном Суде Российской Федерации. Моя основная сфера деятельности – это образование и наука. И поскольку Верховный Суд РФ, как высший судебный орган, запрашивает у научного сообщества мнение по тем или иным постановлениям пленума Верховного Суда, по законопроектам, то при Верховном Суде существует такая структура как научно-консультативный совет. Мы делимся своими знаниями, своим опытом с Верховным Судом Российской Федерации.

Какие качества нужны, чтобы стать членом научно-консультационного совета?

Помимо знаний для успешной работы в научно-консультационном совете необходимо понимать закономерности, по которым развивается российское законодательство, необходимо погружение в судебную практику. Мой опыт работы свидетельствует о том, что многие позиции, которые были выработаны в практике судов по конкретным делам, рано или поздно попадали в разъяснения, которые Верховный Суд Российской Федерации дает в своих постановлениях. Добавлю, что творческий подход и любовь к профессии также необходимы.

Какие школьные предметы обязательны?

Обществознание. Насколько мне известно, определенная часть курса обществознания – это информация о праве. Соответственно, погружение в этот предмет поможет понять право, полюбить его и соблюдать.

Вы занимаетесь вопросами защиты интеллектуальной собственности. Что школьникам нужно об этом знать?

Под интеллектуальной собственностью понимаются права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Например, это права автора научного, литературного труда, произведения искусства, права изобретателей. Также это могут быть права, связанные с товарными знаками, со знаками обслуживания, с фирменными наименованиями, регламентацией. Этому объему общественных отношений посвящена отдельная часть Гражданского кодекса.

В настоящее время авторские права – очень интересная и важная сфера. Для погружения в нее необходимы не только правовые знания, но и знания в смежных науках, например, в естественных или технических. Когда речь идет об отборе кандидатов на должность судьи по делам об интеллектуальных правах, то приоритет может быть отдан тому претенденту, который помимо юридического образования имеет естественно-научное или техническое образование.

В социальных сетях часто вижу значок «копирайт». Он действительно защищает мои фотографии и тексты от использования посторонними?

Согласно гражданскому законодательству право авторства на произведение возникает в силу самого факта создания произведения. Значок «копирайт» – это знак правовой охраны произведения. Но при нарушении вашего авторского права нужно будет доказать, что вы являетесь автором произведения, что именно вашим творческим трудом произведение было создано.

То есть, если скопирую пост со страницы своего друга на собственную страницу, то, получится, что я нарушил права?

Получается, что вы использовали эти права. Есть права, которые неотчуждаемы, это личные, неимущественные права. А есть права, которые можно передать. Например, разрешить использовать или запретить использовать произведение. Соответственно, все зависит от того, на каком основании вы использовали произведение, которое было опубликовано на сайте вашего друга и защищено знаком правовой охраны.

Трудно ли построить карьеру в судебной системе?

Назначение на должность судьи – важное жизненное достижение. Судейская деятельность – огромный труд, огромная ответственность, необходимость максимально быстрого принятия различного рода решений, которые влияют на судьбу конкретного человека, а иногда касаются интересов всего общества и государства. Поэтому для меня судьи – это люди особого склада, и я восхищаюсь их работой.

О каких правах и обязанностях необходимо знать всем российским подросткам?

Прежде всего, конечно, нужно знать свои конституционные права и обязанности. Среди них есть так называемые личные права и обязанности, есть также политические, социальные, экономические, культурные. Фундаментальный массив прав и обязанностей закреплен в Конституции Российской Федерации. И знание Конституции, полагаю, это не только профессиональная обязанность юриста, но и обязанность любого гражданина.

От чего сегодня нужно защищать детей?

От негативной, деструктивной информации, в век информационных технологий мы должны понимать эту опасность.

Что вы можете пожелать ребятам, которые хотят стать профессионалами в сфере юриспруденции?

Право нужно чувствовать, понимать и любить. Нужно исходить из того, что это не просто строчка в законе или в ином нормативном правовом акте, это то, что должно быть глубинно присуще каждому гражданину.

Михаил Лужников – ведущий «Детской редакции».

Смотрите также: