JavaScript отключен. Страница может работать с ошибками.
Пожалуйста, включите JavaScript
Школьный буллинг, проблемы в семье, небезопасный интернет – что подростки должны знать о защите своих прав?
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |

Школьный буллинг, проблемы в семье, небезопасный интернет – что подростки должны знать о защите своих прав?

от Анастасия

— Какими проектами по защите прав детей гордится Ленинградская область?
— Может ли школьник напрямую обратиться к уполномоченному по правам ребенка?
— Где чаще всего нарушаются права детей?

Татьяна Толстова, уполномоченный по правам ребенка в Ленинградской области, в рамках Петербургского международного юридического форума дала интервью «Детской редакции». Она рассказала, как работа детского правозащитника помогла ей воплотить две большие мечты – о юриспруденции и педагогике. А также дала подсказки школьникам, которые хотят поступить на юрфак, и поделилась с родителями ценным опытом: как пережить экзамены.

Вы начинали карьеру как учитель истории. В какой момент появился интерес к праву?

Вы знаете, интерес к праву у меня появился еще в школе на уроках обществознания. Я всегда интересовалась, как живут люди, как происходит взаимодействие в обществе. И всегда была активной, уже со школьных лет была хорошим организатором.

Кто такой вообще правозащитник? Так может назвать себя любой человек, кто встал на защиту детей, животных или, к примеру, архитектурных памятников или только профессиональный юрист?

Я все-таки склоняюсь к тому, что это профессиональный юрист. Хотя в законе об уполномоченных по правам ребенка такое квалификации «юрист» нет. У меня все сложилось, потому что у меня первое образование педагогическое. Я закончила РГПУ имени Герцена, второе образование — юридическая академия госслужбы. Десять лет работаю в правовом управлении Законодательного собрания. И в какой-то момент я оставила юриспруденцию, потому что мне больше нравились коммуникации, международные связи, общественные связи. Поэтому возвращение в профессию юриста стало моим личным ренессансом. Сейчас я очень рада, что я занимаюсь именно правовой защитой.

Расскажите о важных проектах по защите прав детей, которые сегодня реализуются в нашей стране.

В нашей стране основа права детей заложена в Конституции, поэтому институт Уполномоченных сейчас приобретает такой серьезный вес, и нас слышат. Мы не подменяем собой власть. Но те сложные случаи, с которыми сталкивается семья, находятся в нашем ведении. Мы осуществляем межведомственное взаимодействие и помогаем точечно и конкретно. При этом мы же проводим мониторинги соблюдения прав, можем увидеть любую проблему комплексно. И тогда подключаем все необходимые системы профилактики.

Меня назначало на должность Законодательное собрание. Координирует нашу деятельность Аппарат уполномоченной по правам ребенка Российской Федерации. Поэтому у нас мощные инструменты, чтобы выявлять проблемы, анализировать и прилагать усилия, чтобы их решить.

В Ленинградской области есть инициативы, которыми вы хотели бы поделиться с другими регионами?

Есть! Сейчас мы с вами переживаем эпоху демографического вызова. Демография падает, поэтому, вступая в должность уполномоченного, выбрала для себя слоган, в смысл которого искренне верю: «Многодетные семьи — будущее великой и могучей России».

И вот какие интересные инициативы у нас есть в рамках национального проекта «Семья». Например, проект «Мама в фокусе внимания». Это возможность проходить диспансеризацию для многодетных семей. Фестиваль «День детства», где мы продвигаем ценности счастливого, гармоничного детства. Мы проводим тематические встречи со школьниками. У меня есть детский совет при уполномоченном, как и в каждом субъекте Российской Федерации, где мы с ребятами обсуждаем вопросы правовой защиты детей. И, знаете, большинство из них хотят заниматься именно правами ребенка и человека в будущем. Вот с чего начинаются будущие юристы.

А может ли ребенок обратиться к вам напрямую, если его права нарушают взрослые — педагоги или родители?

Да, были такие случаи. Например, в одном из районов области девочка написала, что у нее возникли сложности с мамой. Мы помогли, наладили отношения девочки с мамой. Сначала забрали ее в ресурсный центр региона, где большую работу провели психологи и педагоги, в итоге детско-родительские связи были восстановлены. Мы боремся за каждого ребенка, за каждую семью.

Как вы считаете, взрослые осознают, что важно не нарушать права детей?

Это вопрос правовой культуры, которую мы продвигаем. На своей страничке я практически каждый день публикую информацию о том, как сделать детство безопасным, здоровым, счастливым и инклюзивным. Как обеспечить равные права детям с особенностями и обычным ребятам. А где чаще всего нарушаются права детей? У нас по статистике на втором месте — семья.

Очень серьёзная проблема, которую сейчас изучают взрослые, — школьный буллинг. Нужно искать аргументы, объяснять детям, что слабым надо помогать, а не наоборот. А для этого нужно работать с психологическими травмами.

Сейчас много говорят о небезопасности интернета. Приведите, пожалуйста, самые яркие примеры нарушения детей прав в интернете.

Вы знаете, в этой сфере я за ограничения. Родители должны контролировать данную ситуацию, потому что именно они до 18 лет являются законными представителями детей.

Мы с нашим детским советом провели первое заседание, посвященное кибербезопасности. Обсудили, как объяснять детям, куда их может завести цифровое пространство. И только родительский контроль может оградить детей от нежелательных сообществ и преступных манипуляций.

Ещё один острый момент – экзамены. Как детям и родителям справляться со стрессом, с переживаниями во время ОГЭ или ЕГЭ?

Вчера я давала интервью на эту тему. Дорогие друзья, и родители, и дети, этот этап надо пройти. Настроиться на то, что это важный рубеж, который покажет результат долгого образовательного процесса. Да, многим знакомо ощущение пустой головы, что это не отсутствие знаний, а всего лишь паника, с которой вы можете справиться. Надо преодолеть себя, настроиться.

Родителям я бы рекомендовала пересмотреть свои планы на эти дни. Экзамены — самое важное дело для вашей семьи в данный момент. Успокойтесь и подарите детям уверенность и любовь. Тогда и результаты непременно будут хорошими.

С чего лучше начать карьеру в праве?

С правильного выбора предметов. Даже если ты четко понимаешь, что гуманитарий, не пренебрегай математикой. Она развивает логику, которая необходима юристу. Я бы всем советовала играть в шахматы. Погружайся в историю, обществознание, литературу, русский язык.

А грамотность никто не отменял. И читать. Обязательно читать. И в сообществе вращаться. То есть, если ты понимаешь, что хочешь стать именно юристом, то нужно обязательно входить в профессиональное юридическое сообщество.

Что о своих правах и обязанностях, сейчас должны знать все мои ровесники и я?

Вы должны понимать чётко, что до 18 лет ваши родители — ваши законные представители. Таков закон. Папа, мама, семья — это самое важное, это ваш тыл и опора.

А вот защищать нас должны в современном мире взрослые от чего?

Детство должно быть безопасным. И главная угроза сегодня – киберпреступность.

Алиса Громова – ведущая «Детской редакции».

Смотрите также: