JavaScript отключен. Страница может работать с ошибками.
Пожалуйста, включите JavaScript
Почему так важно развивать Арктику и Северный морской путь?
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |

Почему так важно развивать Арктику и Северный морской путь?

от Анастасия

⁃ Как давно существует Северный морской путь? И почему важно его развивать?
⁃ Оказывается, ледокол ломает лед не острым носом. Интересно узнать как?
⁃ Какие преимущества у российского ледокольного флота?

Специальный представитель Корпорации Росатом по вопросам развития Арктики Владимир Панов в интервью ведущей Детской редакции Анастасии Судаковой также рассказал про старое название Архангельска и про то, что раньше порт приносил 60% доходов в казну страны.

Почему для России так важно развивать Арктику и Северный морской путь?

Давайте представим территорию от Мурманска до Берингова пролива. Эта территория – примерно каждый третий квадратный метр нашей страны – арктическая зона Российской Федерации. Поэтому, когда идет дискуссия о том, к кому ближе наша страна к Европе или Азии, на самом деле, можно также сказать, что наша страна все-таки ближе к северу и к белым медведям. Но если говорить серьезно, то… На этой территории (от Мурманска до Берингова пролива) основное перемещение грузов идет по железной дороге до Мурманска и Архангельска, а после – огромные территории, где нет железных дорог. И получается, что единственная дорога – Северный морской путь.

У Северного морского пути глубокая история. Она начинается с 1525 года. Дмитрий Герасимов — толмач (переводчик) и дипломат был с определенной политической миссией у Папы Римского. Там он рассказывал о нашей стране. Остались письменные свидетельства и заметки об этих встречах, где Герасимов говорил о том, что если двигаться по Студеному морю (тогда так называли Северный Ледовитый океан) и держаться правого берега, то можно доплыть до Китая. Поэтому считается, что 1525 год – точка отсчета Северного морского пути. В следующем году ему будет 500 лет.

Приведу интересный пример – Новохолмогоры. Мы такое слово уже практически забыли, а это прежнее название Архангельска. Город был основан по указу Ивана Грозного, это был, по сути, единственный морской торговый порт нашей страны. Он приносил до 60% доходов в казну.

Новое значение Арктики начинается с его горнопромышленного освоения в 1930 году. Тогда был основан Норильский комбинат. Никель очень важен был для оборонной промышленности. А месторождение было еще известно до революции.

Дальше была промышленная добыча золота на Чукотке, это 1950 год. Спустя 20 лет началась добыча газа и нефти. Во времена распада Советского Союза экономические проекты в Арктике ставятся на паузу, начинается отток населения, резко падает грузопоток по Северному морскому пути. Кстати, рекорд Советского Союза по перевозке грузов был зафиксирован в 1986 году – 6,6-6,7 миллионов тонн. А снижение произошло до одного миллиона тонн.

2008 год – начинается подъем, решаются логистические задачи. Мы научились пользоваться Северным морским путем эффективно и безопасно.

Первый атомный ледокол был построен в 1959 году. Советский Союз построил серию таких судов, всего шесть. Так появилась ледокольная транспортная модель, которая стала давать эффективность. После 2008 года начались проекты Лукойла, Газпромнефти, Новатэка… И сейчас Арктика находится на уникальном этапе развития, и у нашей страны в этом передовые компетенции.

Еще один аспект значимости Северного морского пути – каботажные перевозки, то есть перевозки внутри страны. Морской маршрут соединяет запад и восток, это важная часть транспортной безопасности нашей Родины.

Третье направление – транзитные перевозки. Основной трафик исторически идет через Суэцкий и Панамский каналы. И если посмотреть на историю, то эти каналы появились в конце XIX — начале XX века. По сути, вся современная мировая логистика сформировалась не так давно.

Северный морской путь имеет естественное препятствие, которое надо преодолеть, это льды. Как только будет решен этот вопрос, маршрут станет заметно быстрее развиваться. В прошлом году перевезли примерно 36 миллионов тонн. Это не так много, как через Суэцкий канал.

Какие преимущества и недостатки есть у Северного морского пути?

Первое преимущество – это акватория Российской Федерации. Второе – расстояние. Если взять расстояние от Мурманска до Шанхая, то по времени судно проходит быстрее до 40%, что естественно очень эффективно с точки зрения стоимости перевозки.

Конечно же, главное препятствие – это лед. И это самый серьезный вызов. Бывало, что судно зажимало во льдах, раздавливало. Но на сегодняшний день атомный ледокол, конечно же, показал, что способен решить любую задачу. К тому же начали развиваться грузовые суда. Самое крупное судно, которое круглый год работает на Северном морском пути, невзирая на лед, длиной 300 метров, шириной 50 метров. Рядом с ним даже ледокол выглядит небольшим. И эта связка очень эффективна.

Раньше работало все иначе. За кормой ледокола шло грузовое судно. Ледокол, кстати, не острым носом колет лед, потому что носом он собирал бы лед и в конце останавливался бы. Ледокол наезжает на лед и своим весом его продавливает.

Когда научились делать суда высокого арктического класса, по сути, грузовые ледоколы, получилось, что ледоколам нужно только на определенных участках поддерживать грузовые суда. И эта связка стала сейчас самой эффективной, и позволяет увеличить перевозки, сделать их безопасными и экономически эффективными.

Ледоколы – очень дорогие суда, сложные технологически. Ни одна страна в мире не имеет атомно-ледокольных судов. Эти компетенции появились в Советском Союзе, Россия их продолжила, уже построены ледоколы нового поколения, строится уникальный ледокол на 120 мегаватт.

Одной из проблем развития Арктики и Северного морского пути является короткий период навигации. Как Росатом решает эту проблему?

Летняя и осенняя навигация – это когда на большей части Северного морского пути открыта вода, но лед все равно присутствует. Поэтому период навигации – до 90 дней, а может быть и меньше. Специально дежурят два атомных ледокола, чтобы обезопасить транзитные рейсы. Выход один – строить как можно больше судов высокого арктического класса. Чем больше их будет, тем скорее навигация станет круглогодичной. Сейчас круглогодичная навигация есть в Карском море. Но мы на пороге исторического этапа – сделаем круглогодичную навигацию на восток, от Вилькицкого пролива до Берингова. Это будет уже полноценная круглогодичная дорога на всей протяженности Северного морского пути. Это 3000 морских миль или 5600 километров.

Какую роль в освоении Арктики и Северного морского пути играет гордость нашего края, судостроительный комплекс «Звезда»?

«Звезда», на сегодняшний день, самое инновационное судостроительное предприятие нашей страны, которое принимает максимально участие в развитии Арктики.

Спасибо.

Смотрите также: