Бизнесу всегда не хватает денег, так и должно быть. Как только в компании профицит, это означает, что бизнес не развивается

Артём Рахмеев, основатель боулинг-центра BROOKLYNBOWL

Как ты пришёл к этому бизнесу, почему ресторан?

Это уже четвертый мой бизнес. Если бы ещё пару лет назад кто-то сказал, что я займусь ресторанным бизнесом, то я бы не поверил. Я всегда считал, что это самый сложный бизнес.

Как сегодня выглядит твой бизнес?

За время работы я проехал более 60 регионов России. Посмотрел различные боулинги. И это, действительно, не самая лучшая бизнес-идея.

Задача предпринимателя – найти проблему и её решить. За год у нас было 100 тыс. гостей. Это говорит о том, что боулинг – одна из самых успешных бизнес-идей, которые мне когда-либо приходили.

Как ты думаешь, есть на этом рынке конкуренция?

Конкуренция всегда есть, но она слабая. Мы не пытаемся конкурировать в боулинге, мы конкурируем в ресторанном бизнесе. Так как боулинг в структуре выручки компании занимает лишь 20%.

Откуда стартовый капитал?

Это был частный инвестор. Мы уже работали с ним по моему первому бизнесу (магазин по продаже экипировки для катания на сноуборде). И этот опыт был успешным.

Насколько ты сейчас вовлечен в операционные процессы, как эти процессы выстроены?

Первые годы я потратил на выстраивание системы внутри бизнеса, и теперь я достаточно редко появляюсь в самом заведении.

Сейчас есть идея масштабировать бизнес. Активно рассматриваю 7 площадок. Есть разные предложения из различных уголков страны.

Как удается привлекать 100 тыс. гостей с учетом того, что боулинга в городе Тюмень достаточно много?

Проблема в регионах – людям негде отдохнуть. Поэтому, как только появляется новое заведение, в котором хороший сервис, где хорошо кормят, и где можно провести время с семьей и компанией, оно становится успешным априори.

Что для тебя точка опоры, что помогло состояться как предпринимателю?

Точкой опоры является моя семья. Мой дед и дядя – предприниматели, они были наставниками в моей жизни. Я всегда, глядя на них, многому учился.

Откуда начались твои предпринимательские шаги?

Обычно принято говорить, что в 7 лет я начал бизнес с продажи конфет.

У меня осознанный выбор предпринимательства был в 18 лет. После своего дня рождения я пошёл и открыл ИП.

В школьное время я увлекался онлайн-играми и уже пытался зарабатывать. На тот момент для школьника 30-40 тыс. рублей были неплохие деньги.

Чем мне нравятся онлайн-игры, тем что там простые рыночные отношения. Купил подешевле – продал подороже. В жизни все так же, только больше разных переменных.

Большую роль в твоей истории сыграло то, что ты пошёл работать на завод по найму и параллельно с бизнесом построил хорошую карьеру. Расскажи об этом.

Я 5 лет проработал на заводе по производству акриловых ванн. Начинал с должности менеджера-операциониста, потом стал менеджером отдела продаж, затем руководителем департамента оптовых продаж. Это колоссальный опыт.

У меня был очень классный наставник. Это коммерческий директор завода Андрей Викторович Франк. Он научил меня различным инструментам продаж, общению с людьми.

Параллельно с работой на заводе я вёл бизнес. Открыл магазин по продаже экипировки и одежды для катания на сноуборде. Рабочий день на заводе завершался условно в 18 часов, и я ехал в магазин.

Кто ещё в твоей жизни сыграл роль наставника и помог тебе?

Наставник для меня – мой дед. Он вырос в деревне, был седьмым ребенком в бедной семье. Ему удалось стать крупным предпринимателем. Он один из первых, кто начал заниматься сантехникой в нашем городе. Мой дядя также является моим наставником. Обычно говорят, что тяжело работать с родственниками. Это действительно так. У нас это скорее исключение из правил, и нам удается найти точки роста.

Насколько анализ играет важную роль в бизнесе, и что ты считаешь?

Через полгода после открытия магазина я свел отчет о доходах и расходах. Оказалось, что я потерял 200 тыс. рублей. Хотя казалось, что деньги текут рекой. Это был шок для меня. Я тогда пробежал 10 км, чтобы пережить потрясение. С тех пор стараюсь относиться к цифрам очень бережно.

Я считаю, что когда у тебя большой денежный поток, необходимо распределять его по правилам. Для любого человека есть своя цифра, после которой ты перестаешь понимать её значение.

Есть 100% выручки, 30% — это зарплата, 17-20% — аренда. Далее резервный фонд, фонд обновления оборудования, операционных расходов, технического обеспечения. Деньги мы тратим только раз в неделю. По вторникам у нас финансовый совет.

Бизнесу всегда не хватает денег, так и должно быть. Как только в компании профицит, значит, она не развивается.

У каждого предпринимателя в жизни бывает нокдаун. Расскажи о своём провале.

2014 год, у меня была большая закупка в евро. По факту в тот кризис евро вырос в 2 раза, и когда стал стоить 100 рублей, я понёс убытки в 4,5 млн рублей. Было полное непонимание того, что происходит. Я выложился на все 100%, но повлиять на происходящее не мог.

1 апреля мы закрыли магазин, и все думали, что это первоапрельская шутка. Постарались максимально продать все товары, а средства направили на возвращение долга.

Затем у меня был другой опыт. Мы сделали хорошую бизнес-модель кейтеринга с вложениями в ноль рублей и создали бизнес, который продали затем за шестизначную сумму.

Про боулинг я задумывался достаточно давно. Потом в какой-то момент подвернулась информация о том, что у нас строится большой ТЦ. И я подумал, а почему нет, встретился со своим партнером, начали общаться с инвестором.

До момента выхода на стройку я до последнего не верил, что мы этим делом будем заниматься. Это был большой проект и 50 млн инвестиций – это была большая цифра для меня.

Какие перспективы, куда ты идешь дальше?

Наш проект признан одним из самых успешных кейсов по боулингу в стране. К нам начали поступать предложения от торговых центров, которые хотят привлечь нас как арендаторов на очень льготных условиях. Некоторые боулинг-центры предлагают войти в управление и привести их бизнес в порядок.

Продавать франшизу нам сложно, потому что стоимость вложений от 50 млн рублей. К примеру, последний проект потребует вложений от 90 млн рублей. Окупаемость 3-4 года. Для франшизы очень важно, чтобы человек, который купил, имел мотивацию.

Перед тобой стоит выбор бизнес в регионе или бизнес в Москве?

Я считаю, что те усилия, которые мы прикладываем в бизнесе в регионе, в Москве дали бы х10 результат. Я бы не зашёл в столицу, так как с нашей концепцией мы более жизнеспособны в регионе. Мы объединяем несколько сфер услуг, а в Москве, наоборот, их стараются делать максимально нишевыми.

Ты бы посоветовал становиться предпринимателем?

Если бы ты два года назад у меня спросили, то я бы сказал, что все должны быть предпринимателями. Сейчас скажу, что если ты можешь не предпринимать, то не предпринимай.

Попробовать предпринимательство я бы порекомендовал каждому. Потому то потом в найм люди приходят с совершенно другими мозгами. Они по-другому относятся к работодателю, перестают требовать несуразные вещи. Начинают понимать, что с их зарплаты платятся налоги, они начинают более осознанно жить.

0 комментарий

Смотрите также: