Об этом в интервью ведущему Детской редакции WBCMedia | Росконгресс Михаилу Лужникову на площадке ПМЭФ-2023 рассказал руководитель научной группы Российского квантового центра «Квантовые информационные технологии» Алексей Федоров.
«Образу ученого в общественной жизни не всегда уделяется достаточное внимание. И это одна из целей Десятилетия науки и технологий, которое сейчас идет. Необходимо создать привлекательный образ молодого ученого, чтобы подросток при выборе карьеры рассматривал, кем ему стать: банкиром, IT-специалистом или выбрать научную стезю. Нужно, чтобы профессия ученого не становилась каким-то компромиссом, когда как будто интересно, но здесь я не буду медийным. Эквивалентные возможности должны быть с точки зрения медийности, если ты блогер или ученый. Конечно, это непросто. Если говорить про ученого, то он создает сложный контент, который зачастую тяжело воспринимать. Медийность необходима, но нужна и помощь ученым, чтобы то, что они делают, могло быть адаптировано, чтобы можно было рассказать о последних научных достижениях широкой общественности», — говорит Алексей Федоров.
Ученый отмечает, что раньше широкая общественность была сильно вовлечена в обсуждение последних научных достижений.
«Считаю, что сейчас этого не хватает, и это должно быть взаимное движение с понятными механизмами. Нужно двигать в направлении того, как общество заинтересовать наукой, чтобы люди думали не только о том, пойти ли им на новый спектакль, но и о том, что хорошо бы послушать научно-популярную лекцию. Форматы должны быть настолько интересные, чтобы человек этого хотел. А с другой стороны научное сообщество должно проводить работу по освещению для широкой общественности, популяризации тех знаний, что мы сегодня имеем. Это одна из важных задач науки», — подчеркивает Федоров.
Если говорит о теме утечки мозгов, то она, по мнению руководителя научной группы Российского квантового центра «Квантовые информационные технологии», актуальна всегда.
«Ее по определенным причинам принято часто обсуждать в гиперболизированной форме только с одной стороны. Ведь очевидно, что, если есть отток, то есть и приток. Вопрос в другом — являемся ли мы частью притока? Если от нас уезжают люди в лучшие места стажироваться, обучаться, то приезжают ли к нам лучшие люди из других стран? Здесь ключевой вопрос такой — насколько мы создаем привлекательные и конкурентоспособные условия, чтобы люди к нам стремились? С моей точки зрения, крайне затруднительно пытаться ограничивать возможность человека развивать свою карьеру в международном плане, переезжать между различными научными центрами по всему миру. Нужно создать условия, чтобы человек рассматривал Россию для продолжения своей научной карьеры. Этот вопрос, безусловно, актуален, потому что нужны кадры: молодые, амбициозные, профессиональные люди», — отмечает научный деятель.