Екатерина Халецкая, сооснователь, директор Impact Hub Moscow
Три процента населения в мире занимается социальным предпринимательством. Цифр по России пока нет. Однако, есть четкая уверенность, что в стране все больше людей пытается совместить бизнес-интересы и желание сделать что-то доброе.
— Какие меры поддержки существуют в регионах для социальных предпринимателей?
— В каких сферах чаще всего происходят коллаборации бизнеса и некоммерческого сектора?
— Почему три четверти социальных предпринимателей живут в регионах и только четверть приходится на Москву?
— Что такое Impact Fest и трудно ли отыскать социальных инноваторов?
Я не скажу, что было конкретное решение заниматься социальным предпринимательством. Нет, всё шло очень органично, как будто так и должно быть.
Мы прошли эволюцию. Мы начали с поддержки одного крупного донора, который нас поддерживал 3 года на старте. Мы понимали, что этот грант когда-нибудь закончится, и нам нужно стать устойчивее, искать собственную опору. Тогда мы переориентировались и решили, что будем в меньшей степени искать спонсоров, в большей степени – заказчиков услуг. Мы поняли, что мы можем не только привлекать спонсоров, но и быть полезной услугой.
Часто социальный предприниматель оказывает полезную услугу для той группы людей, которую он выбрал, услуга оказывается по специальным условиям или её вообще не было до этого. Например, одна из популярных моделей сейчас – центр для детей с особенностями развития. Такие центры нужнее в регионах, так как бывает, что на большую территорию вообще нет детского центра или он есть, но не принимает детей каждый день и т.д.
Уровень развития социального предпринимательства в России растет, есть хорошая динамика. Поскольку 7 лет назад, когда мы открывали Hub, нас практически никто не понимал, что это за социальное предпринимательство, как совместить 2 цели (социальный эффект и коммерческая составляющая). Сейчас про это говорят, этим интересуются.
Стимул и мотиватор для компаний реализовывать проекты с социальным эффектом – это возможность передать часть функций бизнеса тем предпринимателям, которые умеют хорошо это делать, и вовлечение новой аудитории.
Идея Impact Fest 2021 в том, чтобы вовлечь большее количество людей в импакт-экономику в целом. Мы понимаем, что не все готовы быть предпринимателями, и это нормально. Но есть люди, кто работает в крупных компаниях, госсекторе, и им не все равно. Они хотят в своей роли, в том, что им доступно, сделать что-то полезное. Мы их собираем на Impact Fest, чтобы рассказать, показать примеры, как они могут внести свой вклад, оставаясь там, где они есть. Например, как минимум, можно стать ответственным потребителем.
Наша основная задача – расширить сообщество теми людьми, кому не все равно, кто хочет внести свой вклад в импакт-экономику. Impact Hub растет. В планах у нас открытие площадок в других городах.
Тайм-код:
- 00:07 «Желание сделать что-то хорошее и финансовая устойчивость могут существовать вместе. Нас эта идея захватила»
- 02:14 Про первого донора: «Они заинтересованы, чтобы растить новое поколение предпринимателей по всему миру»
- 03:58 «Мы переориентировались. Стали в меньшей степени искать спонсоров, в большей степени – заказчиков услуг»
- 04:37 «Поскольку есть две цели: социальный эффект и коммерческий. Приходится часто принимать сложные решения»
- 05:37 «Часто есть некоммерческая организация, которая отвечает за реализацию миссии и рядом коммерческое предприятие, которое работает над получением дохода»
- 06:24 Пример совмещения деятельности ООО и НКО
- 07:23 «Через трудоустройство проявляются таланты людей. Ограничения становятся возможностями»
- 08:12 «Часто социальный предприниматель оказывает услугу, которой вообще могло бы не быть»
- 09:01 «Семь лет назад, когда мы открывали Hub, нас никто не понимал, что такое социальное предпринимательство. Сейчас вижу большой рост»
- 09:43 «В прошлом году 100 предпринимателей прошли через наши программы»
- 10:33 «Обычный человек, который специально не интересуется (соцпредпринимательством) уже хоть что-то слышал. И таких людей становится больше»
- 12:36 «После принятия закона о социальном предпринимательстве всем регионам было сказано, что надо придумать меры поддержки»
- 13:24 «Чем больше будет лидеров-социальных предпринимателей, которые готовы о себе рассказывать – от этого будет развиваться сектор»
- 14:20 «Пока интерес (со стороны больших компаний) идет в разрезе пиара и маркетинга»
- 15:17 Пример коллаборации с бизнесом для слабослышащих людей
- 16:37 «Из российских примеров – хорошее партнерство с Ростелекомом»
- 18:19 Один из стимулов бизнеса – вовлечение новой аудитории
- 18:48 «У нас огромное количество людей с инвалидностью и если бизнес не научится их вовлекать – он просто потеряет клиентов»
- 19:18 «Росбанк задумался над тем, как свои банковские услуги расширить на различные категории людей с инвалидностью»
- 19:58 «Для Русала и других компаний, которые в территориях представлены, это их репутация и она связана с заработком»
- 21:42 «У нас только четверть проектов из Москвы, остальные — из других городов России»
- 22:19 «К нам приходят, чтобы оценить свою идею»
- 23:00 «Ежегодно делаем большой клич на социальных инноваторов»
- 24:15 Про Impact Fest
- 24:54 Как каждый из нас может поучаствовать в Impact-экономике
- 26:05 «Мы хотим собирать локальные сообщества в других городах России»
- 26:25 «Международная сеть не говорит нам, что делать и как. Очень много свободы»
- 27:11 «Самое главное, что отмечают предприниматели – поддержку и то, что на них не посмотрели, как на сумасшедших»