JavaScript отключен. Страница может работать с ошибками.
Пожалуйста, включите JavaScript
Смарт Скул Групп: Про школы новой волны
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |

Смарт Скул Групп: Про трансформации в системе образования, школы новой волны, зарплаты педагогов и ребенкоориентированный подход

от Анастасия

Мария Вальганова, генеральный директор образовательного холдинга Смарт Скул Групп

— Сдать ЕГЭ или получить навыки для жизни — в чем главная функция школьного образования?
Легко ли педагогу из государственной школы начать работать в частной?
Устойчив ли финансово частный образовательный бизнес?
Об этом, а также об инновационных технологиях обучения, когнитивных способностях современных детей, кадровом голоде, статусе учителя и новой услуге «консультант по выбору школы». 

Школа сегодня, в первую очередь, должна воспитать ребенка здорового ментально, ребенка, который готов к жизни, а не только к экзаменам. Считаю, что это очень важный тренд, очень важное направление. Все школы, которые фокусируются на комплексном воспитании личности, а не только на подготовке к экзаменам, совершенно точно в приоритете.

В федеральном государственном образовательном стандарте прописано, что должен знать и уметь, каким должен быть выпускник школы. И в частности: «… любящий свой край и свою родину, креативный и критически мыслящий, активный, целенаправленно познающий мир, готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную, информационно-познавательную деятельность».  И мы однозначно понимаем, что ФГОС нас ведет к очень правильным навыкам у детей. Однако, крайне маленькое количество образовательных учреждений и педагогических команд реально умеют это делать. Это такой огромный пазл, который мы собираем не просто с 11-го класса или с 9-го, мы начинаем растить эту личность с садика.  Мы понимаем, что задача начальной школы – сохранить мотивацию, любовь к обучению, к развитию, восприятию всего нового вокруг. А дальше мы готовим ребенка к тому, что он хочет делать, где он силен, чтобы, преодолев успешно ОГЭ и ЕГЭ, он вышел во взрослую жизнь и не потерялся там. Ребенок должен в 14-15 лет уже понимать, где его сильные качества. Поэтому, возвращаясь к подходам и к инструментарию, которым должна обладать современная школа, мы понимаем, что сейчас на рынке огромная нехватка технологий. Система образования проходит через очень серьезный трансформационный период. Мы понимаем, чего мы хотим, а как этого достичь в комплексном понимании на всю страну, не понимаем. Отдельные команды над этим работают. И я гордо могу заявить, что команда Смарт Скул Групп знает, на какие точки нужно обратить внимание на том или ином этапе образовательного пути. Таких проектов достаточно много, но, к сожалению, мы констатируем, что  повсеместно государственные школы на этот уровень пока еще не вышли.

Государственная школа транслирует бесплатность образования… Хотя все мы понимаем, что за бесплатностью образования скрываются дополнительные занятия, оплата репетиторских услуг и другие траты, которые  ждут на этом 10-летнем школьном пути.

Мне очень нравятся школы новой волны. Они не просто делают то же самое, что делается в госсистеме, но за деньги и в малочисленных классах. Они пытаются разработать на своей базе, действительно, инновационные, эффективные технологии, которые помогают обучать ребят современно, правильно, не энергозатратно. То есть повышают их KPI. В нашем случае — это очень эффективная первая половина дня, интересная вторая половина дня, выполнение домашних заданий на территории школы. И ребенок совершенно свободно выходит и может продолжать жить своей жизнью. Современная же государственная система образования Москвы очень часто напоминает профессиональный спорт. Школы пытаются попасть в ТОП-10 государственных школ, потом удержаться в этом рейтинге.   Скорость и темп все усиливается и усиливается. Знаю примеры, когда девятиклассники вынуждены принимать таблетки, чтобы справиться со всеми этими нагрузками.

Я долгое время изучала опыт Финляндии. Они  взяли все лучшее от постсоветского образования и нарастили современными технологиями, которые обеспечивают усвоение этих знаний в головах современных детей. Мы жили в гораздо более узком информационном поле, не было такой открытости, доступности, гаджетов… Мозг не может вмещать больше, чем он может вмещать. И покуда головы современных детей (это не плохо и не хорошо) заполнены большим количеством информации, большим количеством оперативных действий, которые эту информацию переваривают, конечно, нужно чем-то жертвовать. Я за то, чтобы мы пересмотрели запросы государственной системы. Это не значит, что мы должны сделать максимально легкими все курсы, ни в коем случае, но мы должны их скорректировать под возможности современных детей.

К сожалению,последние четыре года обучения школы вынуждены тратить силы, время, ресурс детей и педагогов только на натаскивание к экзаменам. Я же делаю модель, в которой мы пытаемся задачи совместить. При проектировании каждого образовательного модуля мы выбираем, будет ли это проектная деятельность для жизни, либо это будут часы по русскому языку, чтобы все ребята сдали хорошо и качественно ОГЭ и ЕГЭ.  Финны, к слову, сделали свой выбор в пользу обучения для жизни. Мы (Россия) пока не определились, но я искренне верю, что образование в нашей стране тоже сделает правильный выбор. 

Сеть школ Смарт Скул Групп — это дело моей жизни, это мое предназначение, это все то, что позволяет мне вставать каждое утро с улыбкой. И это социально значимый бизнес. Финансово устойчивый! Есть миф, что частные школы открывают только миллиардеры. Я уважаю коллег, которые трудятся в этих проектах, они делают крутейшие школы новой волны. При этом есть я и мои коллеги -создатели частных школ, которые хотят дать другое образование сначала своим детям, потом уже всем вокруг. Я считаю, что мы на самом старте становления реального частного образования в нашей стране. Все больше людей делают выбор в сторону частного образования. Конечно, этот бизнес не сопоставим с другими отраслями, но способен развиваться за счет собственных средств.

Думаю, что частное и государственное образование, во-первых, может дружить, а во-вторых, частное образование может стать инновационной площадкой для создания новых технологий. Мы должны найти такую связку, когда мы сможем помогать друг другу.

Преимущество частной школы в том, что мы можем гораздо более эффективно выстроить правильно сконструированную среду для ребенка. Ребенок будет счастлив, будет развиваться максимально органично и сможет взять максимальную планку именно в сравнении с самим собой.

В Смарт Скул Групп с первого класса преподают учителя-предметники. В средней школе, в отличие от госсистемы, мы не можем делать отдельно классы научно-технические, математические, инженерные. Но мы можем простроить индивидуализацию в рамках одного или двух классов, представленных в школе. То есть к нам идут за индивидуальным подходом, но реализованным немного в другом ключе, в отличие от государственного образования.

Набор кадров – основная проблема для нас сегодня. Мы интенсивно общаемся с современными выпускниками педагогических вузов и видим серьезные недостатки в их образовании. Поэтому проблема превратилась в задачу. Надеюсь, что мы откроем свой первый частный педагогический ВУЗ или колледж. Сейчас мы начинаем с тренингового центра, ведь огромное количество людей готовы переквалифицироваться в педагогов, потому что открыли в себе стремление давать знания детям. И мы должны обеспечить максимально точное их переобучение. 

Статус учителя постепенно растет и мне очень хочется, чтобы значимость этой профессии тоже росла. Опять же если говорить про Финляндию, учителя в этой стране получают гораздо больше, чем огромное количество других специальностей. Они учатся минимум семь лет, чтобы иметь возможность преподавать в школе, а чтобы устроиться в школу, проходят огромный отбор. Такой же отбор проходят мои коллеги в Смарт Скул Групп.  Чтобы открыть частную школу, нужно четко понимать, что это социально-направленный бизнес. Помимо стремления к финансовому успеху, нужно хотеть сделать лучше жизнь города, района, страны. Частные школы – это социальное предпринимательство.  Можем функционировать как НКО, как ООО, можем как ИП, иметь статус социального предпринимателя

Тайм-код:

  • 00:07 «Школа должна воспитать ребенка здорового ментально, ребенка, который готов к жизни, а не только к экзаменам»
  • 00:55 Про ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) 
  • 02:35 «Задача начальной школы – сохранить мотивацию, любовь к обучению, к развитию, восприятию всего нового»
  • 03:15 «Система образования сейчас проходит через очень серьезный трансформационный период»
  • 04:22 Что лучше: государственная школа или частная?
  • 05:35 Про инновационные технологии, которые помогают обучать ребят современно, правильно, не энергозатратно.
  • 06:04 «Современная госсистема (образования) Москвы очень часто напоминает профессиональный спорт»
  • 07:35 «В Москве появилась новая профессия — консультант по выбору школы»
  • 08:29 «Я долгое время изучала опыт Финляндии. Они  взяли все лучшее от постсоветского образования и нарастили современными технологиями, которые обеспечивают усвоение знаний в головах современных детей»
  • 12:39 «Мы вынуждены тратить силы, время, ресурс детей и педагогов только на натаскивание к экзамену»
  • 13:50 «Есть миф, что частные школы открывают только миллиардеры»
  • 15:52 «Частное образование выбирают все больше и больше современных родителей»
  • 17:33 Про преимущества частной школы: «Ребенок будет счастлив… и сможет взять максимальную планку в сравнении с самим собой»
  • 18:11 «Мы делаем фактически индивидуализированную историю»
  • 19:47 «Мы имеем кейс работы с отдаленным регионом, это Красная Поляна (Сочи)»
  • 21:59 «У нас с первого класса преподают учителя-предметники»
  • 23:57 «Бизнес-проблема у меня превращается в задачу. Надеюсь, что мы откроем свой первый частный педагогический вуз или колледж»
  • 25:15 Про статус учителя в современной школе
  • 27:15 «Частные школы точно хотят педагогов новой волны, спрос очень велик»
  • 28:33 «В московских государственных школах педагог может получать до 180 тысяч рублей в месяц»
  • 29:59 Про частную школу: «Нужно четко понимать, что это социально направленный бизнес»
  • 30:38 «Человек должен хотеть что-то менять в этом мире, потому что развиваться, ориентируясь только на финансовые показатели, не получится»
  • 31:32 Про франшизу: «Множество процессов у нас идет по накатанной и вообще работать и развиваться в опытной команде гораздо приятнее»
  • 32:15 Про репутационные риски: «Это, наверное, главный вопрос моего личного года»
  • 33:20 Что в первую очередь нужно изменить в системе образования: «Пересмотреть навыковые стандарты для каждого возраста с учетом психофизиологии детей» 
  • 34:10 «В следующем году у нас будет первый выпуск 11 класса, мы посмотрим, куда ребята поступят»

Смотрите также: